Все чаще творческие люди говорят о том, что для плодотворной работы им нужен… дзен. С помощью буддистских практик можно не только пробудить вдохновение, но и сделать свои тексты особенными. Но так ли это на самом деле? Давайте поразмышляем, как дзен влияет на творчество, в частности, на творчество писателя?

Что такое дзен, и как дзен влияет на творчество писателя?
Дзен — одно из направлений в буддизме. Для меня буддизм не является религией как таковой. Скорее, это духовная и философская традиция, состоящая из нескольких учений, направленных на самопознание и обретение как внутренней гармонии, так и гармонии с окружающим миром.
Дзен в свою очередь (опять же говорю про свой опыт) – это история о важности момента и прямого, очень личностного и глубокого опыта проживания, медитации и внезапного прозрения. Для писателей дзен интересен своей идеей «быть здесь и сейчас», то есть быть в моменте, проживать его максимально полно и ясно.
Скажем, мое недавнее открытие. Поэт Гэри Снайдер. Снайдер — лауреат Пулитцеровской премии, представитель бит-поколения, активно практиковал дзен и даже учился в Японии. Его творчество наполнено темами природы, единства человека и мира, а стиль отличается лаконичностью и интуитивностью. Язык прост, разговорен и чем-то напоминает коаны — парадоксальные истории дзена:
…смешно называть путь к дому
Хан-шана дорогой,
ведь эта дорога без единого
следа лошади или повозки.
Узкие ущелья – повороты, что
трудно запомнить,
смешались с горами и невероятно походят на
морщины.
Как дзен влияет на творчество, в том числе на стиль и структуру текста?
Дзен вдохновлял и вдохновляет многих авторов на экспериментальные формы, спонтанное письмо, отказ от традиционных сюжетов. Например, в тексте можно использовать те же коаны. Такой прием моментально создает игру с читателем: читатель, автор и герои максимально вовлечены в разгадывание коанов, поиск смыслов, ассоциаций. А если учесть, что каждый коан – это своего рода сложная метафора, то становится еще интереснее.
Хокку, танки, тексты, написанные японскими поэтами, писателями, — источник бесконечного вдохновения. У японских мастеров можно и нужно учиться. Причем многому. Это и создание особой атмосферы в тексте с помощью, казалось бы, банальных деталей, и передача настроения (как настроения автора, так и настроения героев). Дзен – это игра в слова. Это и особый ритм повествования: где-то текучий, где-то неспешный, где-то стремительный, а где-то резкий как удар катаной.
В этом контексте можно вспомнить Рэя Брэдбери, который советовал: «Читайте авторов, пишущих так, как мечтаете писать вы сами, мыслящих так, как вам самим хочется мыслить. Но читайте и тех авторов, которые мыслят не так, как хотелось бы писать вам, — для того, чтобы получить стимул посмотреть в том направлении, куда вы и не взглянули бы многие годы». Тексты в стиле дзен часто лаконичны и обманчиво просты, однако они метафористичны, многогранны. Дзен дает возможность достигнуть глубины и емкости слова и фразы, помогает избежать избыточности и вычурности. Дзен = точность в деталях + совершенство образа.
Как дзен влияет на творчество: герои и их мотивы
Как говорилось выше, дзен – это особая философия, и если герой придерживается этой философии, то его характер, поступки, мышления изначально будут сложными и необычными. Дзен – это размышления о природе, подлинности, самовыражении и предназначении. Это поиски себя настоящего, это стремление к гармонии с собой и природой. Дзен позволяет увидеть мир совершенно иначе: «Один композитор однажды сказал мне, что тишина, из которой рождается каждая нота, важнее, чем сама нота. Он также сказал, что между нотами существует пустое пространство, которое и позволяет музыке стать музыкой. Если же там нет пустоты, то и нет непрерывного звучания. Применяйте это тонкое знание ко всему, с чем вы сталкиваетесь в каждодневной жизни. Задумайтесь о том, что делает дерево деревом. Кора? Ветки? Корни? Листва? Все перечисленное относится к видимому. Но ни одно из них не образовывает дерево. То, что нужно для дерева, пустота, незначительная, невидимая жизненная сила, которая неподвластна вашим пяти чувствам». (Уэйн Дайер)
Герой может разгадывать коаны, создавать икебаны, заниматься кинцуги, пить чай и быть каллиграфом, писать картины тушью, сочинять хокку, медитировать… Каждое из этих занятий создаст объемный, необычный характер. Потому, что в момент характеризации автору придется ответить на очень важный вопрос: почему мой герой любит разгадывать коаны или создавать икебану, или же почему он в раз в неделю устраивает чайные церемонии, на которые приглашает особенных людей… Что такого когда-то произошло в жизни героя, что привело его к опыту дзен? И это «что-то» и будет интересной историей.
Кстати, о медитациях…
У Рэя Брэдбери творчество — это «работа, расслабление и не думать», то есть потоковое состояние, близкое к дзену. Чтобы ловить вдохновение, автор должен уметь входить в потоковое состояние. Отчасти с помощью медитаций. Снижение уровня стресса, отказ от напряжения ума, постижение условной пустоты, новые решения и варианты – да, все это результат медитации.
И если выбирать между фрирайтингом и медитацией, я безусловно выберу медитацию. Она даст больше возможностей для моего писательского состояния и вдохновения. «Дзен – это освобождение от времени. Ибо если мы откроем глаза и посмотрим ясно, станет очевидно, что нет другого времени, кроме этого мгновения, и что прошлое и будущее – это абстракция без какой-либо конкретной реальности» (Алан Уотс)
Моя страница в ВК: https://vk.com/a.monast
О настроении в тексте: https://mo-nast.ru/cvet-nastroenija-raznyj/



