Себастьян Жапризо. Чему можно научиться у этого автора?

У каждого из нас есть свои личные учителя. Писатели, у которых можно научиться новым литературным приемам, умению строить диалоги и монологи, развитию сюжета, игре с читателем. Один из моих таких учителей – Себастьян Жапризо. Я люблю перечитывать его книги, и каждый раз нахожу для себя что-то новое. Так чему начинающий писатель может научиться у этого автора?

Минимализм и лаконичность стиля

Жапризо считал, что стиль — это «подлежащее, сказуемое и дополнение. И ничего больше». Его тексты просты и точны, без лишних украшательств, что помогает сделать повествование динамичным и доступным.

Жизнь продолжается, и она достаточно сильная штука, чтобы нести нас на своей спине.

А ему уже почти исполнилось четырнадцать лет. Но тем не менее ничего не изменилось. Все шло как обычно.

Волосы мои светлые, глаза мои черные, душа моя черная, ружье мое холодное.

Казалось бы, проще некуда. Однако такая простая фраза цепляет и вызывает эмоции. Автор ничего не объясняет, не разжевывает, он дает читателю возможность дорисовать картинку самому.

Мастерство построения интриги

Каждый роман Жапризо — это хитроумная головоломка, где преступление раскрывается через разные версии и точки зрения. Автор учит не раскрывать все карты сразу, а держать читателя в напряжении до самого финала. Это великолепная игра с читателем, где обе стороны (автор и читатель) равны. Жапризо не играет в поддавки: все его тексты психологически и эмоционально точны, мотивация и действия героев продуманы.

Использование субъективной и ненадёжной перспективы

Это потрясающий прием. Конечно, его придумал не Жапризо, но это не так уж и важно. Важен – результат. Иными словами, Жапризо часто рассказывает историю от лица разных персонажей, каждый из которых видит события по-своему. Такой подход помогает создать атмосферу загадки и вовлечь читателя в процесс поиска истины.

Полифония и многоголосие

В его книгах звучит «хор голосов» — разные персонажи дают свои версии событий, и читателю приходится самому разбираться, где правда, а где ложь. Это делает повествование живым и многослойным.

Искусству диалога и монолога нужно учиться именно у этого автора. Во-первых, все его персонажи обладают индивидуальным звучанием: каждый разговаривает по-своему, читатель может уловить интонацию, особенности речи. Во-вторых, Жапризо, конечно, использует авторские реминисценции – все эти сказал, ухмыльнулся, пожал плечами. Но одновременно  использует потрясающий прием: в монологе или в диалоге один персонаж рассказывает о действиях другого.

Вы уцепились левой рукой за косяк двери. И я увидел эту руку…

Он смотрит на свои огромные наручные часы – там приходится нажимать кнопку, чтобы увидеть время…

— В ту ночь – один мой хороший знакомый видел собственными глазами – Северен вернулся в город без невесты… Хорошо, что вы сели. Представляете, он вернулся босиком, в одной пижаме!

Внимание к деталям и атмосфере

Жапризо уделяет огромное внимание деталям: будь то описание обстановки, характеров или внутреннего состояния героев. Это помогает создать убедительный и запоминающийся мир.

Но тем не менее в понедельник, ближе к вечеру, я отправилась за своим заказом – флаконом духов: я тогда предпочитала «Букетик цветов» фирмы «Убиган»; а там как раз парикмахерша – не хочется даже вспоминать эту мымру, но что поделаешь, – щебетала без умолку своим писклявым голосом, пересказывая все последние сплетни клиенткам, да еще с такими ужимками, каких устыдилась бы самая последняя дешевка из числа сестер моих меньших с улицы Деламбр. За глаза парикмахершу все звали Трещотка, а вообще фамилия ее была то ли Бонфуа, то ли Бонифе – я уж теперь не помню. Короче, время садиться в тюрьму и время выходить из нее, а мне – цвести остаток лета: от нее я узнала, что посты на полуострове сняты, а мой беглец уже, должно быть, охмуряет испанок. Сказать, что на душе у меня полегчало, – не то слово. Так полегчало, что легче перышка стала. Того и гляди ветром унесет.

Но чтобы удержать меня на земле, судьба тем же вечером – вернее, почти в полночь – нанесла мне удар в самое сердце. Обслужив клиента, я как раз пошла в ванную освежиться. Вдруг без стука является Джитсу – физиономия самая трагическая – с сообщением от Мадам: Красавчик сидит внизу, на кухне, у него ужасная рана. Я бросилась к двери, накинув на ходу черный шелковый пеньюар. Последние пуговицы я застегнула, уже сбегая с парадной лестницы. Внизу, в гостиной, под сиянием люстр вальсировали кавалеры во фраках. Проскочив через нижний холл – Джитсу следом – я спустилась в кухонное помещение.

Через детали Жапризо не просто передает внутренний мир героев, он создает особое, почти кинематографичное настроение. Ты забываешь. Что читаешь книгу: возникает ощущение, что ты смотришь кино.

Смешение жанров

Романы этого автора сложно отнести только к детективу или только к «высокой» литературе — он умело сочетает оба направления, что расширяет аудиторию и делает книги универсальными. Смешение жанров – дело сложное, но если выучить правила каждого жанра, добиться в каждом жанре мастерства, то можно правила нарушить.

Многие книги Жапризо были успешно экранизированы, а сам он работал как сценарист и режиссёр. Мне нравится его подход, пусть он и немного циничный: думать о тексте не только как о литературе, но и как о потенциальном материале для кино.

Личный опыт и самоирония

Жапризо не стеснялся вплетать в тексты свои личные переживания, усталость, сомнения, что делает его героев более живыми и близкими читателю. Для начинающего автора это отличный пример: не бойся быть собой на страницах своих книг, пиши о том, что знаешь, что пережил, что прочувствовал. Пиши о прошлом опыте и проживай настоящий.

Моя страница в ВК: https://vk.com/public176523965?_smt=feed%3A2

О работе писателя: https://mo-nast.ru/napisat-roman-bystro/