Ноябрьская хандра как источник вдохновения

Вот и ноябрь. Типичный день: серое небо, дождь, промозглый ветер, апатия. Легкий депрессняк на фоне самого сумрачного месяца. Его мало, кто любит. Ноябрьская хандра.  Но, что, если эта хандра — не враг, а тайный источник писательского вдохновения?

ноябрьская хандра

Ноябрьская хандра и творческий спад

В ноябре плохо пишется. Причины для творческого спада очевидны:
короткие дни и тьма за окном, сезонная депрессия, усталость, плохое самочувствие. Да много чего происходит в ноябре! Самое время свернуться в себя и заснуть как минимум до новогодних праздников. Однако у ноябрьского сплина есть и вторая сторона. Ноябрьское настроение может стать катализатором для глубоких, эмоциональных историй. Любая эмоция способна стать великолепной метафорой, персонажем или задать траекторию для сюжета. Давайте разберёмся, как использовать ноябрьскую атмосферу на полную.

Почему ноябрьская хандра полезна для творчества

Ноябрь чаще всего приводит к сезонному аффективному расстройству (САР). Это своего рода депрессия, но только сезонная, цикличная. Симптомы знакомы: сонливость, подавленное настроение, тревожность, повышенный аппетит, прокрастинация, социальная изоляция. Врачи советуют витамин Д, светотерапию, прогулки на свежем воздухе и повседневные простые радости. Однако вот, что интересно: в таком состоянии человек словно бы душевно и эмоционально обнажается, подавленное настроение усиливает эмпатию. Для писателя такой настрой – возможность показать эмоциональную глубину персонажа, увидеть скрытые мотивы его поступков.

Более того, монохромность и постепенное умирание природы помогает заново увидеть привычный мир, природные и человеческие циклы. Неслучайно многие писатели и поэты вдохновлялись поздней осенью: меланхолия в «Вороне» Эдгара По – это не просто атмосфера, а своего рода персонаж, задающий тон повествованию. Или строчки Марины Цветаевой:

Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик — сомнительный и странный,
По-диккенсовски — тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря…
— Ваш нежный лик при свете фонаря.

Или ноябрьский туман, тот особый, мистический туман как символ тайны, неминуемой развязки и тревожности.  Он есть и у Диккенса, и у Голсуорси, и у Стивена Кинга.

В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно, и четко. К югу, где за пологом туч пряталось ноябрьское низкое солнце, небо было светло, светлее земли, а к северу оно спускалось широкой, ровно темнеющей завесой и у самой земли становилось изжелта-черным и непрозрачным, как ночью. На тяжелом фоне его темные здания казались светло-серыми, а две белые колонны у входа в какой-то сад, опустошенный осенью, были как две желтые свечи над покойником. И клумбы в этом саду были взрыты и истоптаны грубыми ногами, и на сломанных стеблях тихо умирали в тумане запоздалые болезненно-яркие цветы.
(Леонид Андреев. В тумане)

Ноябрьская хандра – идеальная история для нагнетания саспиенса. Она медлительна, тягуча, болезненна. Любой элемент ноябрьской хандры можно использовать в тексте как визуальные метафоры: дождь может стать метафорой потери в истории о расставании. Дождь это и слёзы неба, и символ очищения или надвигающегося хаоса; туман — неопределённость, скрытые секреты, в тумане можно искать потерянные воспоминания. И тут сразу же приходит на ум ассоциация с Эвридикой и Орфеем.

Так что если в дороге вас настигнул дождь, это прекрасно: подставьте лицо под слезы неба и придумайте пять ассоциаций для сцены в вашем тексте или для образа вашего героя. 

Ноябрьская хандра или персонажи с ноябрьским характером

Ноябрьские персонажи – особенные. Да хотя бы тот же ноябрь! Что, если его очеловечить?! Каким вы его себе представляете? Жил-был Ноябрь – прекрасное упражнение для того, чтобы взглянуть на этот месяц иначе. Ноябрьский характер – скорее всего, это характер интроверта, городского философа, который любит копаться в прошлом.

Ноябрьская хандра великолепно подходит и для внутренних монологов. Ноябрь может стать триггером для воспоминаний героя. К примеру, героиня вспоминает свое детство, какой-то знаковый эпизод, который случился с ней в ноябре, и это запускает действие.

Еще один плюс этого состояние – особая атмосфера. Все вокруг вас – это декорации, многочисленные подсказки и скрытые детали. Осенний город как лабиринт эмоций — мокрые листья под ногами, тусклый свет фонарей, надвигающиеся сумерки, озябшие пальцы, оставленная женская перчатка на мокрой скамейке в парке, измененный аромат духов (дождь меняет запахи). Важно остановиться, почувствовать ноябрь, стать на мгновение самому ноябрем и увидеть тот невероятный эмоциональный мир, который нам так щедро дарит этот месяц.

Как поймать вдохновение в ноябре?

Создать свои сезонные ритуалы. Наливать кофе только в одну, ноябрьскую кружку. Зажигать свечи при письме, вести «ноябрьский» дневник идей. Брать дождь себе в соавторы. Попробуйте писать за подоконником, глядя в окно. Нырять в туман и выныривать из него, представляя себя другим человеком. Осень – это вторая весна, говорил Анри Матисс. Ноябрь – антипод мая, но в нем есть своя сила и энергия.

Ноябрьская хандра — не барьер, а дверь в аутентичные истории, полные глубины и красоты. Ваши истории вас ждут под ноябрьским дождем.

Еще о ноябре: https://mo-nast.ru/zhil-byl-nojabr/

Моя страница в ВК:https://vk.com/a.monast