Дежурный вопрос

Из цикла Аллюзии. Дежурный вопрос. 

дежурный вопрос

Ты любишь меня по расписанию. 

Что ж, я научилась дышать и жить по твоему расписанию. Это было несложно, ведь ты предсказуем. Ты – герой. Тот, кто раз в год спасает мир. Все знают, кто ты такой. Твоя статуя из чистого золота стоит на каменном постаменте перед входом в Лабиринт. В сувенирном магазинчике можно купить кучу разных вещей, связанных с тобой: книгу о подвигах с автографом, нити из золотого руна (если повязать на левое запястье будет удача, если на правое – любовь), открытки и значки, щепочки и камушки с морского побережья… И, конечно, магнитики с твоим изображением. Ох, там столько всего, что глаза разбегаются.

Ты любишь, когда перед Лабиринтом много людей. Люди боготворят тебя. Каждый день они приходят к Лабиринту. Каждый день они слышат приглушенный рык Минотавра. И каждый день толпы восхищенных туристов входят в Лабиринт, чтобы пройти твой путь и на мгновение почувствовать себя героем.

Я – другое дело. Во мне нет ничего такого, за что можно было бы зацепится. Меня не за что любить и ценить. Я обыкновенная. И все же ты любишь меня. Я верю, что любишь, потому, что ты это мне регулярно говоришь. Ты никогда не врешь. Герои не врут. Герои спасают мир и делают остальных чуть менее обыкновенными.

Как бы ты ни был занят, ты находишь для меня минутку.

В понедельник, ровно в 9.00, ты задаешь вопрос: «Как ты?».  В пятницу, в 21.00, будет другой: «Что нового?». За это время нужно придумать правильные ответы. Те, которые тебе бы понравились. Те, которые пробудили бы в тебе воображение и желание творить. Те, которые ты сможешь использовать в своей очередной речи или интервью. Я стараюсь. Я очень стараюсь. Хотя все твои вопросы кажутся дежурными.

— Глупости, — так ты обычно отвечаешь. – Это глупости, малышка. Герои не задают дежурных вопросов. Не думай об этом. Думай о своих ответах. Вот это важно. Ответ всегда важнее, чем вопрос. Пусть вопрос дежурный, ответ должен быть другим, особенным. 

А я не думаю. Не жалуюсь. Не спорю. Но и не сплю. В последние недели мне не по себе. Что-то происходит, а я не могу понять, что именно. Что-то умерло внутри. Что-то очень важное, как будто по-настоящему мое, то, что принадлежало мне и только мне. Я забыла об этом, и вдруг память все вернула на свои места. И вот я уже не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, ни к кораблю.

Меня тянет к Лабиринту. Снова и снова я прихожу туда после закрытия. Как лунатик. Как тень от чьей-то тени. Сувенирный магазинчик уже не работает. Вход закрыт. Сигнализация. До твоей ежегодной битвы остались считанные дни. Вчера привезли Минотавра. Я мельком видела – что-то большое, уродливое, волосатое. Через несколько дней ты войдешь в Лабиринт, и мы снова увидим твой путь. Огромные экраны, где ты крупным планом. Молодой, красивый, мужественный. Твоя жертва обречена. Знает ли Минотавр об этом?

— Ты ведь думала об мне? – очередной дежурный вопрос. Тебе неважно знать, что я думала о тебе, сколько времени это заняло, и как себя чувствовала в этот момент. Тебе нужно лишь подтверждение собственной значимости. Я отвечаю коротко: «Конечно», и нажимаю на клавиши, отключая сигнализацию. Я думала о том, как ненавижу тебя. Потом восемь цифр кода, дверь тихонько открывается. Я думала о том, что хочу убить тебя. И вот я внутри.

Внутри Лабиринта днем жарко, но ночь приносит прохладу. В нем три выхода – один короткий и два запутанных, и масса ловушек. Я знаю, ведь это мой отец создал Лабиринт, и мой молочный брат стал первым Минотавром, которого ты убил. И да, я думала о том, что теперь знаю, как разом прекратить  эти дежурные вопросы.

Для всех – ты спас меня. Я твоя единственная любовь. Твоя награда. Такая старая и невзрачная, что даже неловко.  Никто не помнит моего имени, ведь ты его давно позабыл. Я не напоминаю. Я живу с твоими дежурными вопросами, и радуюсь, что их с каждым годом становится все меньше.

— Ты стареешь, малышка, — пишешь в субботу. – И мне кажется, что ты теперь притягиваешь неудачи. Когда ты рядом, мне не везет. Этот Минотавр будет последним в нашей истории. Давай договоримся, что после моей победы ты исчезнешь. Мы скажем, что ты умерла. Ты же сделаешь это для своего героя? Ты же умрешь ради меня? Мы сотворим новый миф – о прекрасной любви, где я буду оплакивать тебя вечно.

И вот воскресенье. Осталась неделя. Минотавр сидит в клетке под Лабиринтом. Нужно отодвинуть ядовитый плющ на стене и не обжечься, и нащупать небольшой рычажок. В темноте спускаюсь по ступенькам. В руках большие корзины. Вот и выключатель.

Минотавр жмурится от внезапного света. Я открываю клетку.

— Я могу тебя убить, — его голос молодой, не такой юный, как у брата, но и не такой старый, как у предыдущего.

— Я принесла еды и воды. Сядь за стол и поешь, а я пока приберу.

Голод сильнее любопытства. Он ест жадно, но аккуратно. И одновременно наблюдает за мной. Привычно и без брезгливости выношу ведро, мою полы, перестилаю постель – теперь там чистое белье, мягкая подушка и одеяло.

— Я не зверь, — говорит Минотавр. – И не чудовище. Моей семье были нужны деньги. У всего есть цена. Я и есть цена. ты же не осуждаешь меня? 

— В конце коридора есть душ, — они все так говорят, и они все за деньги. — Вот мыло и полотенце.

— А если сбегу?

— Бежать некуда. Лабиринт не выпустит.

Пока Минотавр принимает душ, отвечаю еще на один дежурный вопрос. «Какие новости?». И снова короткий ответ: «Никаких. Новости начинаются, когда рядом ты». Это ему понравится. Эту мысль он разовьет в своей следующей речи.

— Как тебя зовут? – от Минотавра пахнет лавандовым мылом. Его мокрая черная шерсть блестит и чуть кудрявится. На бедрах полотенце.

— Филлис. Это значит…

— Листва. Ты напоминаешь растение. Тонкая, гибкая. Кожа у тебя такая прозрачная, что я вижу вены и кровь, которая в них течет. Зачем ты здесь, Филлис? – его голос спокоен, движения спокойные и плавные. Чуть ближе, чем следовало бы, но я не шевелюсь. — Ты же не просто так сюда пришла? Тебе что-то от меня нужно?

— Разумеется, — моя рука касается его груди, ложится на сердце. Стучит ровно. Это хорошо. – Мне кое-что действительно нужно. Но сначала послушай. Через неделю тебя бросят в Лабиринте и заставят по нему бежать. Сначала ты угодишь в ров с кипящей водой, затем будет сад со змеями. Ты выживешь (там все выживают), но от ожогов и яда будешь слаб. Дальше жернова и камни. Когда ты совсем ослабнешь и рухнешь на колени, появится герой и отрубит тебе голову. Вот эти восхитительные рога он отсечет, чтобы сделать из них кубки.

— У всего есть цена, — повторяет Минотавр, но не отводит моих рук. Руки мои жадно скользят по его телу, касаются полотенца. – Все знают, ты его жена. Ты награда его. А он — герой. Быть убитым героем – почетно.

— Быть убитым глупо.

— Ты предаешь героя. Ты предаешь идею.

— И возвращаю себя. Помнишь, сколько вас было? Ты тринадцатый. В моей спальне висят двенадцать бычьих голов. Без рогов. Герой суеверен.

— И все они были с тобой? — Минотавр чуть вздрагивает, когда мои пальцы касаются его восставшей плоти.

— Каждый – семь ночей. Нетрудно подсчитать, сколько раз я изменяла мужу.

— И с братом? – тень недоверия.

Не думать, не думать, не думать… Мы выросли вместе, и я любила… Филлис, покажи мне себя… Филлис, ты самое прекрасное, что я когда-либо видел… Филлис, обними меня, мне так страшно… Филлис, что с нами будет.

Ничего.

— Я не могу. Я не хочу.

Может. Хочет.

***

— Идем. У нас мало времени, — разомлевший, Минотавр натягивает штаны и послушно следует за мной. – Я проведу тебя по Лабиринту. Запоминай.

Ров с кипящей водой можно и обойти. А вот здесь надо наступить на плитку с трещинкой, и ров закроется. Сад со змеями также имеет секрет. Смотри, милый, смотри и запоминай. Только этой тропкой, медленно, не касаясь ветвей. Жернова – комбинация ступеней. Запоминай, завтра повторим. Камни… Что ж, камней не будет. Хочешь, осыплем тебя конфетами или лепестками роз.

— Зачем ты это делаешь? – спрашивает он на седьмое утро.

— Я даю тебе шанс. Как и всем остальным. Ты можешь выжить и сражаться. На равных. Поступить как новый герой.

Он молча разглядывает мое лицо. Сегодня мы занимались любовью в соловьиной роще. Восход медленный, тягучий и насыщенно розовый.

— Почему они отказались?

— Мало получить шанс, нужно еще рискнуть им воспользоваться.

***

Дежурный вопрос: «Что нового?». Он задает его перед тем, как войти в Лабиринт. В пятницу был занят, забыл. Но и воскресенье не так уж плохо, когда есть хороший ответ. Увы, не успевает прочесть.

Трибуны молчат. Все смотрят на экраны. Мы смотрим, как Минотавр будто бы играючи проходит все испытания и движется к центру лабиринта. А герой… Он выбрал самый короткий и простой путь, но путь истинного героя – это путь изменений. Так что в этот раз все не так, как привык. Двенадцать ловушек, двенадцать бычьих голов со стеклянными глазницами. Огонь и вода, жаркий песок пустыни, змеи и скорпионы, ядовитый плющ… Герой изранен, изумлен, раздосадован… Нужное подчеркнуть. Он сломлен…

Минотавр ждет, прислонившись к стволу векового дерева. Смотрит прямо в камеру и улыбается. В нем нет торжества и злости. Эта улыбка предназначена мне. Вздох толпы, когда герой становится мертвым телом, и вопль восторга от нового победителя.

Кто вспомнит того, кто всегда незаметен? Того, чье имя стало воспоминанием? Когда Минотавр выходит из Лабиринта, меня давно там нет. Я свободна и невидима.

Что нового? Правила игры. 

Другая Аллюзия: https://mo-nast.ru/prihodi-so-mnoj-govorit/

Моя страница в ВК: https://vk.com/a.monast