А по субботам я пишу роман…

Пишущих людей много. Говорят, что писателей больше, чем читателей. Конечно, это не так. Писателей мало, а вот пишущих людей действительно много. И есть один момент, который не перестает меня удивлять.

Это момент, когда некто решает написать роман. При этом некто имеет весьма смутные представления, как это делается. Ну, право слово, что тут сложного? В портфолио — посты в соцсетях, эссе, рассказы, может, даже, и повесть найдется. Самое время для романа. Тем более, что именно этот формат так любят в издательствах.

Ко мне часто приходят именно с этим запросом: «Я пишу роман. Вы можете прочитать и сказать, что не так?».  И столь часто уходят, когда слышат, что все не так. Надо работать. Переписывать. Переделывать.

Роман — сложная форма, и для человека без подготовки, эта форма не по силам. Вот, скажем, бегаете вы на короткие дистанции раза три в неделю, и в этом формате вы если не чемпион, то большой молодец. Но если вас после коротких дистанций поставить на марафон, вы упадете замертво. А роман – это даже не марафон, это ультрамарафон, когда нужно бежать (писать) очень-очень долго, и уметь сохранять силы, энергию, мотивацию, контролировать мышцы и дыхание. Вы не пробежите марафон без подготовки. И точно также вы не напишете хороший роман, если не умеете этого делать. Подчеркиваю – хороший. Если речь о графомании, то тут и правил особых нет, графоманить – дело нехитрое.

Проблема авторов в том, что они хотят быстрый результат (лучше за месяц!), и поэтому игнорируют правила. А правила в написании романа есть. И они довольно жесткие. Нарушишь одно, собьётся весь текст. Роман не пишется за месяц. Даже если вспомнить Достоевского, то стоит признать – за месяц ФМ писал барахло, причем барахло невычитанное и скомканное. Но у Достоевского есть весомый аргумент – он классик, ему простительно. А современному автору – нет. Он пока не классик, и станет ли им, большой вопрос.

— Как же так? Ведь у меня есть план романа. И даже несколько глав. Правда, уже несколько месяцев не пишу. Не идет. Ступор.

Понятное дело, что ступор. В самом начале вы нарушили правила, плохо подготовились, вот и писательская «дыхалка» засбоила. Вы бежали-бежали, а теперь развилка, и куда дальше, вы не знаете.

Роман не начинается с того, что автор открывает файл и пишет первую фразу (потом разберемся, что к чему). Нет.

Роман начинается с проработки идеи (у меня отличная идея – мой роман о любви и смерти. Спойлер – это не идея). С наработки материала, самого разного, из разных источников. С проработки героя и персонажей (писать характеризацию? Ну это же скуучно! — Скучно, но надо!).

С максимально подробных ответов на вопросы:

Что происходит?

Когда происходит?

Где происходит?

С кем происходит?

Зачем происходит?

Почему происходит?

И важно понимать разницу между двумя,  казалось бы,  очень похожими вопросами – зачем и почему?

Если вы не знаете о мире, где все происходит, если вы не знаете, как устроен этот мир, как он эволюционировал, его проблемы, его героев и предателей, будет ступор. Точно так же — если вы ничего не знаете о детстве, юности, биографии каждого из персонажей, снова будет ступор. И таких ступоров будет много. В самых неожиданных местах. Их важно предвидеть, и важно знать решение.

В роман нельзя входить по остаточному признаку. «У меня много дел, много работы, поэтому я отдам писательству один выходной, и буду творить по субботам. С утра до вечера». Не выйдет. Это обманка. Роман – это круглосуточная работа вашего мозга, стоит выйти из процесса на минуточку, придется долго стучать в дверь и просить, чтобы вам открыли.

Все это не значит, что вы не сможете написать роман. Все это значит лишь одно: прежде, чем написать первую фразу, нужно хорошо подготовиться, обрести знания, и запастись писательским терпением. В лучшем случае на полгода, в худшем – год, два, а то и больше. Чем качественней будет подготовительная работа, тем быстрее мир увидит ваш текст. Хороший текст. 

Есть еще один вариант: записаться ко мне на консультацию и с моей помощью обойти все возможные писательские ловушки. 

Часовая консультация в зуме, скайпе, мессенджерах — 2500 рублей. 

Литературный коучинг и сопровождение в процессе написания — от 7000 рублей в месяц.