Почему сторителлинг — это навсегда?

Потому, что сторителлинг – это истории. И вот они – действительно навсегда. Не стоит продавать товар, услугу или текст – нужно продавать историю.

сторителлинг

Еще пару лет назад сторителлинг как жанр был у всех на слуху. Пожалуй, только самый ленивый копирайтер не использовал истории в работе. Забавно, но сторителлинг подавался как нечто новое, а между тем, истории стары, как и этот мир. Люди всегда рассказывали истории, люди соблазняли, продавали с помощью историй. Древние говорили, что тот, кто рассказывает истории, тот правит миром.

Почему важно овладеть искусством сторителлинга?

— истории — форма, которая максимально передает эмоции. А люди «клюют» на и запоминают именно эмоции;

— в историях не нужно думать о заголовках и подзаголовках, она работает сразу, с первого слова;

— история позволяет передать чувства и ощущения — вкус, цвет, текстуру, запах, прикосновение;

— история помогает «прокачать» метафоры, эпитеты, глаголы;

— в истории нет необходимости выдвигать гипотезы, она придерживается конкретных фактов, но позволяет проявить воображение;

— смысл истории в том, чтобы озадачить и зацепить читателя.

— истории помогают нам сделать даже самый неинтересный факт интересным и притягательным.

Сторителлинг или 5 типов  историй

  1. Истории типа «Кто я?»
  2. Истории «Зачем я здесь?»
  3. Истории о вИдении.
  4. Истории, демонстрирующие ценности в действии.
  5. Истории, говорящие о том, что я знаю то, о чем вы думаете, хотите, мечтаете (это, по факту, все продающие тексты).

Пространство истории включает в себя несколько важных элементов:

— Герой (герой задает тон, он руководит действием). Героем может быть человек, животное, неодушевленный предмет, товар, услуга, выставка, фильм и т.д.

— Повествование (повествование определяет структуру: начало (завязка) — тело истории — кульминация — развязка — призыв или вывод);

— Конфликт (в данном случае речь идет не про то, что А подрался или поругался с Х, речь идет о столкновении интересов, позиций, проблеме, ситуации, которая вызывает у человека вопросы или действия);

— Действия (герой совершает действия, которые приводят нас к развязке и выводу);

— Эмоции (История живет и работает только тогда, когда в ней есть энергия, эмоции, драйв).

Что нужно, чтобы история ожила

— Сама история (то, о чем мы будем рассказывать). Тут придется подумать, о чем вы хотите рассказать.

— Зачин

Давным давно… Жили-были… Однажды… Знаете ли вы… Кто бы мог подумать… Представьте…  Я не думала, что… Зал замер…

Зачином может быть все, что угодно. И это дает нам абсолютную свободу.

Вы просто делаете вдох, представляете, что перед вами друзья и рассказываете им историю.  

— Детали. Не стесняйтесь искать детали, факты, цифры, они делают историю достоверной и живой.

— Глаголы — активные, передающие движение.  

— Метафоры и эпитеты, передающие эмоции.

Сторителлинг в виде … таблицы

На самом деле это один из самых эффективных алгоритмов, когда речь заходит об истории. Нарисуйте пять столбиков и заполните их в верхней графе: герой, эмоции/ощущения, время, место, действие. В каждый столбик впишите подходящие слова.

Например:

Герой: пожилой человек, женщина средних лет, ребенок, сказочный персонаж…

Эмоции/ощущения: нежный, тающий, шелковый, бархатистый, радостный, грустный.

Время: вчера, год назад, сегодня, давным-давно, Рождество.

Место: ресторан, побережье, офис, поезд, библиотека, городская площадь.

Действие: увидел, вспомнил, пошел навстречу, поцеловал, убежал.

Понятно, что слова будут касаться конкретной истории, но чем больше вы их набросаете, тем легче будет увидеть самую историю, ее развитие. Более того, вы можете комбинировать разные варианты и отсекать лишнее.

Сторителлинг по шагам

Теперь, используя табличку, делаем шаги в сторону истории. Допустим, тема истории – победа и поражение. Кстати, это хороший триггер. О триггерах можно прочитать здесь: https://mo-nast.ru/bazovye-triggery/

Шаг первый.

Герой. Кто герой вашей истории?

Это мужчина или женщина? Сколько лет вашему герою, кто он (кто она). Ваш герой проиграл или победил? В чем заключается проигрыш? В чем заключается победа?

Шаг второй

Время и место.

Где и когда происходит ваша история?

Шаг третий. Добавить физические ощущения и эмоции.

Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать море и пляж? Какие слова — чтобы описать аромат сирени? Какие слова возникают, когда вы идете под дождем или ступаете по снегу? Вкус шоколада — какой он?

Нас окружают запахи, текстуры, звуки, образы, и когда мы их передаем, то — образно — у нас появляется лассо, им мы захватываем читателя и крепко его держим.  То есть в истории должно быть несколько сильных образов, которые захватят внимание и сделают нас максимально вовлеченными в нее.

Шаг четвертый. Сама история.

Собственно, а что происходит? Фактически, у вас теперь есть все кусочки паззла, из которого нужно сложить картинку — историю. Не бойтесь, если вам будет казаться поначалу, что у вас выходит пресно и неинтересно. Сторителлинг — это как велосипед, после того, как вы научитесь, будете рассказывать истории о чем угодно — легко и свободно, с интересными образами.

Шаг пятый. Вывод, обращение, призыв.

Историю подытожить. Если речь о продающем тексте, то нужен призыв: позвоните, купите, перейдите по ссылке, закажите. Если текст не продающий, то нужен вывод — некое завершение. Яркая концовка.

Сторителлинг — где брать идеи и сюжеты?

— Дядя Гугл и дядя Яндекс. Они нам помощники на века😊. Просто задаем поиск по теме. В зависимости от того, кого мы выбрали героем, мы может поискать дополнительные факты, детальки, и история мгновенно оживет, она станет объемной.

— Как история может развиваться, какие парадоксальные решения она нам предлагает — тут нам в помощь сказки. Сказки — это Эльдорадо для понимания образов, метафор, эпитетов.

— Исторические факты, фото, фото интерьера, фото работ, интервью, статистика… — все это поможет увидеть общую картинку, подскажет необычный ход.

— Цитаты. Однако я бы посоветовала все же вплетать цитаты в текст или же использовать прием аллюзии.

— Сделайте список и потом его пополняйте — метафоры и эпитеты. Тренируйтесь, придумывая авторские метафоры.

Сторителлинг и одно хорошее упражнение

Есть хорошее упражнение, которое освобождает мозг от штампов и скобок: возьмите самый банальный и скучный предмет — например, кастрюлю, скалку и опишите ее литературно, придумайте ей историю. Или в дороге придумайте биографию незнакомому человеку.  Это очень хорошо тренирует воображение и позволяет придумывать свежие, нестандартные тексты.

Человек, который умеет рассказывать истории (а еще лучше – придумывать их), всегда будет в центре внимания. Ведь любовь к хорошим историям заложена в каждом из нас – на генном и на ментальном уровнях.

Моя страница в ВК: https://vk.com/a.monast