Как придумать героя, который делает то, на что не решается автор?

Как придумать героя, который был бы интересен не только автору, но и читателю? Этим вопросом задается каждый писатель. И каждый отвечает на этот вызов по-своему. Но что, если мы немного усложним задачу и подумаем о том, как придумать героя, которые делает то, на что не решается сам автор?

Как придумать героя: страхи и ограничения автора

Как известно, практически каждый герой – это alter ego его автора. Хотя бы частично. Мы придумываем персонажа и наделяем его своими чертами и мыслями. Осознанно или неосознанно – тот еще вопрос. Однако, как и любой человек писатель сталкивается с личными ограничениями и внутренними страхами: общественное мнение, страх осуждения, привычки и стереотипы, внутренние «табу». Передается ли это герою? Конечно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что герой оказывается отражением разных сторон самого автора, в том числе его страхов и сильных эмоций. Недаром Герман Гессе писал, что персонажи — это части души писателя. Своего рода, это крестражи, которые Волан де Морт оставил, чтобы бы потом возродиться. Не оставляет ли писатель в своих героях такие же крестражи? Вопрос риторический.

Но вот, что интересно. Получается, что, наделяя героя своими чертами, писатель наделяет его тем, что ему знакомо. Но ведь остается и теневая часть. Порог между известным и неизвестным — это своего рода внутренняя психологическая граница, которую сложно преодолеть не только человеку, но и его персонажу. Более того, автор нередко подсознательно вводит самоцензуру: он не дает герою решиться на поступки, которые страшны или невозможны для самого создателя. А это означает высокий риск самоповторов.

Как придумать героя: исследование своих пределов через персонажа

И вот тут начинается самое невероятное. Допустим, автор решится на эксперимент. Превратить опасения в сюжет? Почему бы и нет.  В этом случае писатель получает уникальную возможность увидеть и понять свои настоящие границы, посмотреть в глаза страхам и в какой-то мере пережить трансформацию. 

Через героя можно «примерить» на себя совершенно другие качества, пережить иной опыт и буквально побывать на месте поступающего свободнее или смелее человека. Такие упражнения меняют мозг, позволяют развивать новые черты. Это как в актерской игре: ты примеряешь на себя персонажа и на время становишься им. Что-то ты даешь герою, а что-то он тебе.

В литературе все то же самое. Джозеф Кэмпбелл отмечал, что, только выйдя за пределы привычного, герой (и автор вместе с ним) становится частью большой истории и находит путь к внутреннему росту. Все это вариация творческого подхода, а это в свою очередь обогащает не только текст и сюжет, но и личность самого автора, позволяет смотреть на жизнь по-другому, может быть, даже смелее и свободнее.

Есть еще кое-что. Подобный эксперимент помогает осознать собственные ограничения: выявить внутренние «стопы» и страхи, подвергнуться саморефлексии.

Как это сделать? Например, для начала задать самому себе вопрос: какие ситуации, поступки или темы вызывают у меня напряжение или страх при написании? Чего я боюсь? Чего бы я хотел сделать, но не сделаю никогда? (Например, украсть что-то, прыгнуть с парашютом, нырнуть на глубину, взобраться на Эверест и т.д.). Ну, и как тут не вспомнить незабвенного нашего Федора Михалыча, который вложил в героя свою главную проблему-интерес: тварь я дрожащая, или право имею? Эти вопросы вскрывают «болевые точки»: тут и темы, которые автор обходит стороной, и поступки, которые кажутся недостижимыми лично для него.

В принципе, такая рефлексия очень полезная. В ней много уровней: например, можно записать мысли о своих ограничениях, буквально: «Я никогда бы не…»; или нарисовать ментальные карты собственных страхов и возможных сценариев, где герой их преодолевает; или проанализировать тексты и определить эпизоды, где чувствуется внутренний зажим, где вы испугались и… остановились, смягчив сюжет.

Такой анализ помогает понять, где проходит ваша «красная линия», и какие темы требуют особого внимания.

Только когда осознаешь собственные ограничения, сможешь создать героя, который сможет эти ограничения преодолеть и сделать то, чего ты бы никогда не сделал.

Как придумать героя: исследование мотивации


Еще один сложный момент: создать характер, чей опыт отличается от собственного. Создать характер означает придумать героя с иным жизненным опытом, ценностями и прошлым. Представить иную среду, иную конфессию, иную семью и совершенно иные трудности. Тут-то и с обычной характеризацией бывает весьма непросто. На этом этапе хорошо бы задать себе вопрос: а что бы вынудило моего героя сделать невозможный для меня шаг? Какая у него мотивация? (спойлер: эта мотивация должна превосходить личные сомнения автора).

И в качестве предварительной работы можно проделать следующее:

— Сформулировать «большую цель» героя — ради чего ему реально стоит рисковать;
— Описать, что на кону: что герой может потерять или приобрести, совершив поступок;
— Обосновать мотивацию не только внешними, но и внутренними причинами: чувствами, убеждениями, мечтами, внутренними и внешними конфликтами;

— Вообразить обстоятельства, при которых герой не может не действовать — даже если автору лично было бы страшно;

— Использовать вопросы: «Что должно произойти, чтобы я сам решился на это? А мой герой — почему ему проще?»;

— Поэкспериментировать с разными вариантами прошлых травм или страстей персонажа, влияющими на выбор.

— Написать 10 поступков, которые лично вам кажутся невозможными или пугающими. Для каждого поступка придумать мотивацию, по которой ваш герой решается на этот шаг.

— Описать спорную ситуацию — сначала так, как поступили бы вы, а затем перепишите сцену с выбором героя, который действует более дерзко или неожиданно.

Делаем супергероя или техника проекции 

Техника проекции, наверное, ближе актерам или психологам, но и для писателя она может быть отличным помощником.

В психологии проекция — это механизм, при котором человек бессознательно приписывает другим свои мысли, желания или черты. В литературе автор может осознанно «переместить» свои скрытые страхи, желания или мечты на вымышленного героя.

В данном случае тоже придется поработать над персонажем. Что автор может сделать?

— Для начала проанализировать свои внутренние ограничения и желания, которые обычно скрываются.
— Представить, что герой становится носителем этих запретных или непризнанных черт. Пусть он делает то, на что автор не решается. И вот здесь возникает очень хороший вопрос: а что, если бы мой страх оказался его силой? А что, если моя ярость, которую я обычно подавляю, станет силой моего героя?
— Вписать в сюжет ситуации, когда герой сталкивается с выбором, который кажется невозможным лично для автора — и пусть герой действует, исходя из той части авторской натуры, которую он обычно скрывает.

Проекция помогает наполнить героя подлинной мотивацией и сделать его поступки реалистичными и яркими — ведь это, по сути, личные внутренние конфликты автора, вынесенные наружу.

Попробуйте в качестве упражнения описать ситуацию, где герой поступает «по-другому», запишите свои опасения, а затем превратите их в действия персонажа. Так вы не только раскроете своего героя, но и сможете изучить свои теневые возможности.  


Разрываем шаблоны

У любого автора тоже есть своя зона комфорта. Находясь в ней, сложно позволить герою совершать неожиданные поступки.

Спросите себя: «Что сделал бы человек, который принципиально НЕ я? Как он оправдывает свои поступки для себя?»

Встаньте на позицию «антиавтора»: герой действует вопреки вашим привычным реакциям, морали или страхам.
Экспериментируйте: пусть герой принимает спонтанные решения — «как назло», «как назло автору».

Это позволит вам выйти из зоны комфорта и дать тексту новый ритм и дыхание.
Любой неожиданный поступок героя (особенно неожиданный для писателя) делает сюжет живым и непредсказуемым, а историю — более интересной. Каждый раз, когда вы разрешаете герою быть «другим», вы тем самым расширяете собственные границы и как писатель, и как человек.

Моя страница в ВК: https://vk.com/public176523965

Еще про тексты: https://mo-nast.ru/s-chego-nachinaetsja-tekst-harakterizacija/