С чего начинается текст? Характеризация

Сегодня поговорим о том, для чего нужна характеризация, и как ее, собственно, делать. Но сначала немного заумной теории  (совсем чуть-чуть).

Каждый тест имеет структуру. Нет структуры — нет текста. Структура текста – это совокупность нескольких важных элементов: идея текста (о чем история), сюжет (развитие истории, ход событий в тексте),  фабула (основной конфликт в произведении, в чем смысл истории), композиция (завязка, экспозиция, кульминация, развязка).

На первый взгляд, герой и его характер находятся как бы вне структуры текста. Поэтому начинающие авторы часто буксуют, они не знают, за что браться в первую очередь.

Так что важнее – структура или характер героя? На что автору делать главный упор: выстроить сначала композицию, продумать сюжет, или же сперва заняться главным героем, который сам запустит нужные сюжетные линии.

В первую очередь нужно заняться героем. И вот почему. Конечно, вы можете придумать сюжет, прописать фабулу, добавить деталей и атмосферу, но герой в эту концепцию не «ляжет», так как она противоречит его психологии и характеру. Более того, если вы ничего не знаете о герое (о его внешности, биографии, мировоззрении, то вы ничего не сможете сказать и о характере героя. А именно характер персонажа – та самая сила, которая задает действие и определяет фабулу.

Характеризация нужна для того, чтобы познакомиться со своим героем, влезть в его «шкуру», понять, увидеть его. Хорошая характеризация – это возможность стать с героем одним целым. Только тогда вы будете знать, как он поступит в той или иной ситуации, что вызовет его интерес, какие приключения он найдет на пятую точку.

Характеризация – это совокупность черт, присущих конкретному человеку. Пол, возраст, уровень интеллекта, манера речи, жестикуляция, место жительства, стиль жизни, манера одеваться, ценности, установки, конфессиональность. Грубо говоря, это биография.

Когда мы придумываем героя, то должны знать о нем все: живы ли его родители, как их звали, есть ли у него братья и сестры, первое испытание, с которым столкнуться герой, первое переживание и т.д. Если мы пишем, что героиня предпочитает смелые декольте и ярко-красную помаду, но не знаем, почему, читатель тут же почувствует фальшь.

Как собрать все эти детали воедино? Кто-то делает таблицы, кто-то  наброски в писательском блокноте. Кстати сказать, не все детали будут использованы в тексте: можно сначала наворотить массу подробностей, но по мере того, как герой будет обрастать плотью и биографией, многие из них станут ненужными.

С чего начать работу над характеризацией?

Многие начинают с внешности и совершают ошибку. Внешность – не главное.

Базовый комплект для характеризации.

Имя

Имя дает нужный толчок. Имя определяет героя. Когда я ищу имя для героя, смотрю его значение. Это создает дополнительную игру с читателем. Догадается он, почему именно я выбрала именно это имя, поймет ли он скрытый смысл, увидит ли он парафраз с другими произведениями.

Возьмем, к примеру, имя Анна. Имя сильное, властное. Но кроме Анны, у нас могут быть Анюта, Анютка, Аннет, Нюша, Нюта, Аннушка, Нюра, Нюрасечка, Анечка, Энн. И в каждом случае имя подскажет характеризацию. Женщина, которая называет себя Нюрасечкой, интуитивно игрива, кокетлива, но не так проста, как кажется, она либо молода, либо в зрелом возрасте (внуки могут называть бабушку Нюрасечкой). Анюта – мила, приветлива, капризна как анютины глазки. И так далее. Если мы посмотрим на людей в реальной жизни, то тоже заметим типичные черты у всех, кто носит одно и то же имя: Ольги отличаются от Полин, Павлы от Олегов.

Возраст

Ошибка думать, что возраст не играет никакой роли. Еще как играет. Причем нужно понимать, что в разные исторические периоды и в разных странах один и тот же возраст говорит о разной степени зрелости героя.

Профессия.

Профессия не просто накладывает определенный отпечаток на характер, мировоззрение, это еще и определенный внешний типаж (который автор может в той или иной степени обыграть). Также профессия – это еще и социальная среда, в которой оказывается герой, свой жаргон. Своя манера поведения.

Другие вопросы, для понимания героя, можно разбить на подгруппы.

Семья героя

Где родился, в какой семье вырос, кто родители героя (живы ли они, если умерли, то при каких обстоятельствах), есть ли бабушки-дедушки, братья и сестры. Их имена, возраст. Находится ли герой в браке, разведен он, вдовец, есть ли у него дети, сколько им лет. Место жительства. Взаимоотношения в семье.

Детство и юность

В каких условиях прошло детство героя. Учеба в школе (кем он был в классе – ботаником, лидером, скромнягой, задирой, двоечником, отличником  и т.д.) Первая любовь. Первый поцелуй. Потеря невинности. Психологическая травма. Первое сильное потрясение. Самый плохой день из детских воспоминаний. Самый счастливый день.

Внешность героя

Как герой выглядит?

Как он одет? Какой стиль в одежде предпочитает?

Его особые приметы, физические особенности?

Особенности его речи (он говорит отрывисто, рвано, шепелявит, картавит, есть ли у него любимое выражение, пословица)?

Хобби и увлечения

Какие хобби есть у героя. Что он любит, что ненавидит. Любимая и нелюбимая еда, напиток. Любимая музыка, любимые фильмы. Вид спорта. Наличие домашнего питомца.

Мышление, менталитет, мировоззрение, образование

Образование героя. Каких религиозных, политических взглядов он придерживается. Его привычки – хорошие и дурные, его сильные и слабые стороны.  Какой у него темперамент. Есть ли у него чувство юмора (только не надо на этот вопрос отвечать коротким «да»). Степень его интеллекта. Кодекс вашего героя (принципы, мораль, на что он может пойти ради достижения своей цели). Какая цель у героя, какие у него мечты и желания?

Начинающие авторы часто говорят: я потом придумаю, начну писать и придумаю. Не-а, не придумаете. Вы запутаетесь в деталях и мотивации. Характеризация и нужна для того, чтобы в повседневной обычной биографии увидеть уникальность. Понять, чем ваш герой отличается от других, что в нем такого особенного, за что его полюбит читатель.

И вот когда вы с ним познакомитесь, когда вы нащупаете характер героя, он начнет действовать. Сам. Вам останется наблюдать и записывать.

К стати, о действиях. Здесь тоже имеет смысл задать наводящие вопросы. Мой герой поступает так и так в обычной жизни, но как он поступит в сложной ситуации? Какие сложные ситуации его могут ждать? Через какие ситуации я смогу его провести? Что ему будет интересно?

И самое главное – как и в чем изменится герой? Как изменится его жизнь? Мировоззрение? Характер?

Вопрос изменений героя – самый главный вопрос в истории.

Характер в художественном произведении – это комбинация индивидуальных качеств, которая позволяет читателю поверить в то, что персонажу нужно делать то, что он делает. Характер проявляется в выборе, который человек делает под давлением. Чем сильнее давление, тем ярче характер. Фактически мы сначала  видим то, что снаружи, и постепенно, шаг за шагом узнаем, что внутри у человека. Вспомним роман «Выбор Софи». Софи вынуждена выбрать одного ребенка, который будет жить, а второго отправить на смерть. И в этом выборе мы видим ее характер. В истории про Рэмбо мы тоже видим характер, он проявляется практически сразу и с каждым последующим эпизодом подтверждает свою достоверность. Но вот вопрос – видим ли мы характер, к примеру, в историях про Джеймса Бонда?

Один из главных ключей к характеру – желание героя. Что хочет герой, какая его мотивация, почему он желает это? И желаем ли мы этого вместе с ним?

К примеру, Скарлетт О Хара. В первой главе мы видим избалованную девочку, не очень красивую (автор об этом так и пишет), но уверенную в своей неотразимости. Все, чего хочет Скарлетт, это выйти замуж за Эшли. Эшли ей отказывает. И этот отказ запускает цепочку событий, в которых шаг за шагом проявляется и раскрывается сложный и противоречивый характер Скарлетт. Со временем это страстное желание – заполучить Эшли – стирается под разными обстоятельствами, Скарлетт совершает разные ошибки и теряет в итоге единственного мужчину, который ей подходит.

Желание героя создает достоверность характера и запускает в читателе сопереживание. И самое главное, желание запускает триггер – конфликт в произведении, и само действие.