Чтобы хорошо писать, нужно … читать

Советов писателей (как и самих писателей) много. Советы (как и писатели) разные, на все случаи литературной жизни. Стивен Кинг учит одному, Брэдбери – другому, Нора Галь – третьему. Истина где-то посредине.

Но, тем не менее, есть один очень правильный совет, который встречается практически у всех, кто владеет словом.

Чтобы хорошо писать, нужно много читать.

Это так. Человек, который читает мало и читает плохие тексты, скуден в языке. Его речь – устная и письменная – тусклая. Слова так затерты, что с трудом можно разобрать их значение. Человек, который читает мало и бессистемно, глуховат. Он не слышит, что говорит и не понимает, зачем говорит. И, ощущая свою словесную беспомощность, он старается говорить и писать красиво. Нагромождение деепричастий и причастий, прилагательных и наречий, клишированность речи – от неумелости и языковой глухоты.

Но что читать? И как читать?

Сначала – про как.

  1. Читать системно. Составить список книг, статей.
  2. Сделать в списке разделы: классическая литература, современная литература, отечественная литература, зарубежная, поэзия, публицистика, нон-фикшн, профессиональная литература. Если есть любимый писатель, внести в список и его книги, и тех авторов, которых данный писатель когда-либо рекомендовал.
  3. Читать вдумчиво. С карандашом и записной книжкой. Записывать. Конспектировать. Анализировать. Читать и задавать вопрос: «Как сделан этот текст? С помощью какого приема? Автор использовал метафору – она омертвелая или авторская, новая? Учиться описанию, диалогу, монологу, сюжетному построению.
  4. Читать каждый день. Читать больше, чем слушать. Ухо воспринимает текст иначе, в аудио книгах многое зависит от тембра голоса и мастерства чтеца. Глаз – честнее.

Что читать?

  1. Словари и справочники. Возьмите за правило – раз в день узнать значение нового слова, прочитать статью в тематическом справочнике. Ищите этимологию слова. Запоминайте, записывайте. Пригодится. Словари, кстати, помогают преодолеть писательский ступор. Упражнение простое: наугад выбираете два слова в словаре, и пишите по ним историю. Сложно? Возьмите 5 слов.
  2. Эпосы, сказки. Для чего? Мифология убивает канцелярит и развивает метафористичное, парадоксальное мышление, обогащает лексику и дает интересные идеи. Лучшие эпосы, сказки и мифы — у малых народов. Сторителлинг начинается здесь.
  3. Русская литература. Пушкин (проза). Чехов. Бунин. Набоков. Тэффи. Довлатов. Из поэтов – Фет. Тютчев. Маяковский. Мандельштам. Цветаева. Бродский. Рождественский. Почему именно эти авторы? Все они понимали особую роль языка, и очень точно, скрупулезно работали со словом.
  4. Зарубежная литература. Шекспир. Маркес. Кафка. Хемингуэй. Фитцджеральд. Павич. Паланик. Кинг. Брэдбери. Буковски. Воннегут. Сартр. Жапризо. Саган. Пратчетт. Гейман.

Из поэзии – Рильке.

  1. Японская поэзия. Лучшего «тренажера» для метафор нет.
  2. Нон-фикшн. Чтобы понимать, как устроен, как работает и как развивается текст. Лев Выготский. Михаил Бахтин. Лев Выготский. Роберт Макки. Кристофер Воглер. Ричард Коэн.

Что не читать?

  1. Русскую классику 18 – нач. 19 века. Причина простая – устарел язык и приемы.
  2. Многочисленных графоманов на прозе.ру. Не засоряйте глаз и мозг плохими текстами. Они как вирус – есть риск заразиться.
  3. Дамские романы, романы в духе Дэна Брауна, эротические романы, дамские детективы и все, что выходит под грифом «проект», такой-то автор рекомендует. Причина все та же – графомания.
  4. Стихи ваших знакомых и знакомых знакомых. Как правило, в таких стихах хромает ритм, размер. Итог – вы снова засоряете мозг.
  5. Фэнтези, созданные девочками о девочках, ведьмах, колдунах, вампирах и т.д.  В этом жанре есть признанные мастера (Толкиен, Сапковский, отчасти Пратчетт) ориентируйтесь на хороший текст.

Читать или не читать – выбор каждого. Но вот вопрос: если язык скуден, мозг засорен плохими текстами, если автор не может отличить хороший текст от плохого, что он может создать нового? Лучше – ничего. Литература за это скажет спасибо.