Цвет настроения …синий

Забросила рубрику про цвета, а зря. Ведь каждый цвет, точнее, его оттенки – это настоящее сокровище. Потому, что в каждом названии есть что-то любопытное, из чего можно придумать историю.

Итак, чем нас может порадовать синий, кроме песни Киркорова?

Понятно, что, когда мы произносим слово «синий», мозг подкидывает следующие ассоциации – небо, море, океан, васильки, индиго, лаванда.  Синий иней, который лег на провода, тоже сюда до кучи.  Но, согласитесь, это простенько. Как, впрочем, и бирюза, кобальт, лазурит, лазурный и лунный. 

Но синий не так прост, как кажется поначалу, ведь неслучайно он один из основных цветов в цветовой палитре и, кстати, сказать, довольно редкий. До 19 века синих оттенков было не так уж и много, и они ценились очень высоко.  Так какие оттенки могут порадовать писателя?

Королевский синий (насыщенная лазурь), моревый (цвета моря, но какое красиво слово!), маренго (цвет темной морской воды), вариации сини – есть парижская, есть персидская (в первом случае более яркий, во втором бледный, ковровый), туасинный (или же тагашинный, тагашовый – темно-синий), синявый (с отливом).

Синий может различаться по странам и регионам: марокканский, шведский, эгейский, саксонский, британский, средиземноморский, страна синего неба (Монголия), берлинская лазурь, – да-да, это все разные оттенки.

Ирисовый, сумеречный, звездный, сапфировый, символический, провинциальный, цвет синей вечности и цвет синей страны, цвет бесконечности, цвет бури и цвет бездны, цвет серебряного озера – вот еще вам ключ к пониманию синего.

 И самое, пожалуй, красивое и необычное – цвет виноградного тумана, цвет волчьей ягоды, цвет звездочета, цвет глубины, цвет еловой тени, зеленый цвет стрекозы, цвет пурпурного впечатления.

Пожалуй, ни одна из религий не может обойтись без синего. Это цвет правды, духовности, мудрости и божественности, цвет мистического созерцания.

Интересно, что в некоторых культурах (скажем, в Японии) важны не просто оттенки, а совсем другие аспекты. Например, матовый цвет или блестящий. Тусклый, бледный или же ослепительный. А в восприятии народов Африки акцент будет вообще на ином: тут нужно знать, сухой это цвет или влажный, мягкий или жесткий, гладкий или шершавый, глухой или звонкий, веселый или грустный. То есть цвет не воспринимается только с визуальной точки, в его восприятие включены все органы чувств. Только вдумайтесь, как это можно использовать в плане писательского мастерства! Шершавый или сухой цвет – вот он, тот самый волшебный пендель, который помогает включить фантазию. И получается, что Киркоров со своей песней не так уж был и не прав – у синего действительно есть настроение, вопрос, какое оно у него и у вас сегодня.

Впрочем, настроение есть у любого цвета, но об этом в следующий раз.