Как прокачать писательское мастерство или 6 шагов Уты Хаген

Ута Хаген – автор уникальной методики, позволяющей максимально прокачать актерские навыки и войти в образ. Казалось бы, причем тут писательское мастерство? Где актер и где писатель? Но не спешите с выводами. В основе методики Уты Хаген – работа над персонажем. И ее 6 шагов могут помочь любому автору.

писательское мастерство

Писательское мастерство и главные вопросы о герое

Что сыграть персонажа из другой эпохи или мира, что написать о нем – невероятно сложно. И важно понимать: вместе с читателем или зрителем мы переносимся в иное пространство и время: в прошлое или будущее, в выдуманный мир или мир исторический. И чтобы герой и мир получились достоверными, важно знать ответы на вопросы: какой возраст героя и его происхождение, его социальный статус, какая у него одежда, прическа, манеры, лексикон, какие книги он читает, какую музыку он слушает, как он относится к сексу, любит ли он танцы, каково его эмоциональное и физическое состояние. Значение имеют также погода, атмосфера, действия в прошлом и в настоящем.

Согласитесь, вопросов много, пожалуй, даже слишком, и вот здесь нам на помощь приходит методика Уты Хаген. Она предлагает разложить эти вопросы по полочкам и входить в образ пошагово.

Шаг первый: кто я такой?

И на этом этапе мы можем систематизировать все, что связано с нашим персонажем. Давайте представим, что он подходит к зеркалу и смотрит на себя. Смотрит и задает вопросы:

Кто я такой?

Как меня зовут?

Как я воспринимаю себя?

Что мне в себе нравится? Что не нравится?

Что на мне надето?

Сколько мне лет?

Что я сейчас ощущаю?

Вопросов может быть сколько угодно, главное – услышать (разглядеть, понять) ответы на них.

Шаг второй: что за обстоятельства, в которых я нахожусь?

Теперь мы можем осмотреться и задать себе новые вопросы:

Сколько сейчас времени? (какой сейчас год, время, года, день? Какая эпоха?)

В какой момент начинается моя вымышленная жизнь?

Шаг третий: отношения

После обстоятельств нам придется разобраться с отношениями. А для этого давайте-ка спросим: 

Что и кто окружает меня?

Кто я по отношению к обстоятельствам, месту, обстановке и связанным со мной людям?

Кто мой друг и кто мой враг? Могу ли я понять, почему?

Шаг четвертый: чего я хочу?

В жизни вопрос «Чего я на самом деле хочу?» один из самых сложных. Мы чаще всего не знаем на него ответ. Но, может быть, в этот раз все будет иначе?

Какова моя цель?

Каковы мои планы?

Каковы мои желания? Мои ли они, или их мне навязали?

Каковы мои непосредственные нужды?

Шаг пятый: что мне мешает?

И снова нас ждут новые и непростые  вопросы:

Что или кто мне мешает добиться того, чего я хочу?

Как преодолеть препятствия?

Эти препятствия внутренние или внешние? Может ли быть так, что отчасти я их сам создаю? 

Какая форма у этих препятствий? (закрытая дверь, гора, море, темница или же препятствия связаны с людьми?).  

Шаг 6: что нужно сделать, чтобы добиться желаемого?

И снова хороший вопрос, прямо в точку.

Как мне достичь цели?

Как себя вести?

Что нужно предпринять?

Какой алгоритм моих действий?

И «вишенка на торте» — что я вообще здесь делаю?

Писательское мастерство и жизнь как она есть

Ута Хаген писала: «Меняются обычаи, архитектура, мода, общественные нормы, политика, но то, как люди дышат, спят, едят, любят и ненавидят, остается прежним. На протяжении веков люди испытывали, в общем-то, те же эмоции, чувства и потребности, что и сейчас». А если это и так, то, все, что нам нужно, чтобы быть первоклассным писателем или актером, это научиться видеть и понимать людей.

«Откройте для себя бесконечное количество вариантов рукопожатия: по-настоящему искреннее и тёплое или машинальный жест вежливости; при встрече с другом или врагом; при знакомстве с привлекательным представителем противоположного пола. Почувствуйте рельеф кожи, тёплая она или прохладная, сухая или влажная, мягкая или жёсткая, ощутите силу, с которой человек сжимает вашу руку. Постоянно обращайте внимание на текстуру всего, к чему прикасаетесь, — одежды, шерсти, серебра, стёкла — независимо от того, приятные это вызывает ощущения или нет».

И если подумать, то методика Уты Хаген пригодится и в реальной жизни, особенно, если переживаешь личный кризис. Попробуйте задать пошагово те самые вопросы, и вы многое поймете и о себе, и о том, о ком пишете, ну, или о том, кого играете.

О том, как можно оживить персонажа, читайте здесь: https://mo-nast.ru/kak-ozhivit-personazha/

Приглашаю вас в свою мастерскую в ВК, там тоже много всего интересного: https://vk.com/public176523965