К вопросу о персонаже. Начинающие авторы нередко жалуются на то, что персонаж выходит «неживым», вроде все сделали по правилам, а «полешко» так и не превратилось в Буратино. Почему? Скорей всего, не хватило пары-тройки скрепляющих деталек, которые соединят образ в единое целое. А где детальки искать?
Как это — где? В людях, разумеется. Все нужные нам детальки именно там. Вот говорят, что всем мы по жизни выбираем себе в качестве партнера один и тот же типаж – внешний, эмоциональный, характерный. Не все так делают, но большинство. И если это так, что нам мешает найти типаж героя среди людей, которые нас окружают? Понаблюдать, послушать, найти какую-либо особенность и забрать в текст. Прообразы повсюду — в транспорте, в магазинах, в кино, случайные прохожие. Однажды из такой случайной прохожей — бабушки с тележкой — я придумала образ вселенной, которая идет на рынок.
Ага, скажет, автор. А что делать с магами, волшебниками, сказочными существами? Да все то же самое. Маги и волшебники – те же люди, что же касается сказочных существ, то мы все равно их очеловечиваем. Будь то тролль или гоблин, или дракон, помимо сказочных качеств, есть в них и человеческие.
При создании персонажа полезно задавать себе как автору вопросы. Например:
- Что делает персонажа особенным? Что его выделяет – особенность речи, особенность внешности, особенность поведения, магическая особенность?
- Какая деталь будет самой запоминающейся? Как эту деталь можно обыграть, и обыграть не единожды?
- Может ли эта деталь впоследствии измениться и показать тем самым изменения персонажа?
- Органична ли эта деталь? Или же она работает по контрасту с другими персонажами?
Вопросов может быть много, как, впрочем, и деталей. Другое дело, что из всего многообразия максимум три детали, самые интересные и необычные. Вот тогда «полешко» и станет Буратино.