Когда герой оказался в невыносимых обстоятельствах

«Когда я пишу, то помещаю персонажей в невыносимые обстоятельства. Потом наблюдаю, как они выбираются из них. И просто записываю». (Стивен Кинг).

Я очень люблю сюжет про бегущего человека. И неважно, от кого он бежит: от судьбы, от системы, от себя, от обстоятельств. Бегущий человек — беспроигрышный литературный вариант. Читателю всегда интересно, как герой справится, победит ли он или проиграет. Ибо роль бегущего человека читатель неосознанно примеряет на себя. Иногда эта роль чуть великоват, иногда мала, иногда впору.

А что бы сделал я? А я бы справился? А у меня бы получилось? Как бы я реагировал? Что бы я придумал?

Только в данном контексте автору нужно быть честным. Как только появляются «рояли в кустах», сюжет сразу же буксует. И читатель уже не верит: очередная сказочка для дураков.

У этого сюжета есть свои правила.

  1. Герой. Он не хороший и не плохой, он человек, в котором есть и хорошее, и плохое, причём в разных пропорциях. Герой ещё ничего не знает о себе, он просто в какой-то момент сталкивается с точкой невозврата.
  2. Точка невозврата. Происходит нечто такое, после чего прежней жизни нет. Герой начинает свой путь, он вынужден бежать, прятаться, скрываться, выживать.
  3. Обстоятельства. Они сначала не в пользу героя, они против него, и, кажется, ещё немного, и герой сломается, но нет — обстоятельства бывают разные, и у героя всегда должен быть шанс выкрутиться. Причём в самый последний момент.
  4. Второстепенные персонажи. Друзья и враги. Для хорошего сюжета друг должен быть симпатичным, а враг умным. Бывает, что и друзья предают. Бывает, что и враги помогают, это жизнь.
  5. Финал. Лучше — открытый. В хэппи-энд верят не все, о нем мечтают, но не верят. Самое главное, что герой должен измениться в конце пути. И большой вопрос, что считать победой. Когда все враги наказаны и повержены? Или когда герой выжил, справился и относительно здоров?

…Мне кажется, что богу очень понравилось амплуа Стивена Кинга. Он поместил нас в невыносимые обстоятельства и теперь смотрит, выберемся ли мы.