Потому что ты никто

…И снова о сериале «Вражда». После него я полезла в Википедию, чтобы посмотреть, кто из актрис и за что получал «Оскара». Это очень любопытно. Можно проследить не только историю кинематографа, но и то, как менялись запросы и предпочтения и критиков, и публики. Вообще, серия, где Бетт Дэвис должна получить третий «Оскар» как пощечина. Когда знаешь, что достоин награды, хочешь ее больше всего на свете, но не получаешь лишь потому, что кое-кто постарался, чтобы именно ты ее не получила.

Но я сейчас о другой сцене. Тоже знаковой. Помощница режиссера Боба Олдрича, Полин, приходит к Джоан Кроуфорд. Полин написала сценарий и хочет стать режиссером. Ей нужна Кроуфорд. И вот диалог:

— Полин, спасибо, что принесла мне сценарий. Из уважения к тебя, я не прочла его. Я не вижу смысла оценивать проект, в котором не намерена принимать участие.

— Надеюсь, что вы передумаете. Да, женщины-режиссеры — явление крайне редкое. Но они все же были. Вспомните хотя бы эпоху немого кино.

— И где они сейчас? Что, по-твоему, остановило наплыв великих женщин-режиссеров?

— Я не знаю.

— А я знаю. Я видела. Деньги. В кино пришли деньги. Немые фильмы обходились очень дешево. Продюсеры только пожимали плечами, когда юная актриса желала встать по другую сторону камеры. Но когда к власти пришли студии, женщины снова занялись привычным делом. Костюмами. Машинописью. Режиссеру нужна стойкость, лидерство, финансовая ответственность. Поэтому в мегафон кричат мужчины. И я не думаю, что кому-либо от этого хуже.

— Мисс Кроуфорд, мне надо с чего-то начать… Мужчин нанимают за их потенциал, а от женщин требуют их опыт.

— Я отказываю тебе вовсе не потому, что ты женщина. Я отказываю тебе потому, что ты никто. И сейчас, почти на закате своей карьеры, я не могу позволить себе доверить свою судьбу неизвестно кому. У меня осталось не так много возможностей, и твой первый провал не станет моим последним.

…Я тебе отказала потому, что ты никто. В этом правда Джоан, но в этом и ее ошибка.

Сколько раз вам отказывали, потому что вы никто? Сколько раз вы отказывали кому-то потому, что он в ваших глазах никто. А ведь дело не в этом. Дело в том, что ты сам думаешь о себе. Как говорила Цветаева: «Отвечайте, я – кто!».

Признать в себе талант – мало. Нужно не верить — знать — что ты талант. Не сравнивать. Быть на своем месте. И еще, как сказано в последней серии – уметь говорить проектам «нет». Если эти проекты недостойны тебя и твоего таланта.