Принцип обыденного

Нет предмета непригодного для хокку.
Мацуо Басё

 Так оно и есть. И нет предмета непригодного для прозы. Но начинающий автор хочет писать о красивом, чтобы побольше завитушек в тексте, чтобы караван метафор и возвышенные чувства.

 Настоящее мастерство – писать о простом и, казалось бы, неинтересном. Вот, скажем, кастрюля в горошек. Или старая лейка с дыркой. Что в этом может быть примечательного? Кого это интересует? Но если сделать обычную кастрюлю персонажем, дать ей историю, показать людей и события, то невзрачный предмет сделает то, чего не сделает ни одна завитушка в тексте. Обыгранная простота дает тексту новый, глубокий смысл и объем.

 Этим приемом пользовались и пользуются японские поэты. В их текстах – старые горшки, миска с рисом, рваная циновка, дым от поезда, насморк и запах пота. Казалось бы, ничего романтичного. Но это только кажется… Текст работает тогда, когда он запускает цепочку ассоциаций у читателя, когда пробуждает в нем нечто такое, о чем он сам не догадывался.

В самом сложном лежит принцип простоты, и в самом простом — принцип сложности. И если научиться использовать в литературе обыденное, то можно, как говорил один хороший и умный человек, возвыситься.