Синдром 5 авторских листов

Это странная, почти магическая цифра. Когда подходишь в тексте к рубежу  5 авторских листов (это 200 000 знаков с пробелами), возникает ступор. В 99,9%. Ты, словно воздушный шарик, летел себе, летел, и вдруг сдулся. Ни с того и ни с сего. Двести тысяч знаков, а дальше ни слова, ни строчки, ни запятой. Почему? Ведь все шло так хорошо, ты нашел ритм, ты делаешь писательскую норму, вдали виднеется финал, и вдруг вот это все…

Ступор может растянуться на месяцы и на недели.

Что же это за магическая цифра – 5 авторских листов?

На самом деле все просто.

Просто ты не рассчитал творческую дыхалку. Думал, что этот марафон – написание книги – будет легким. И он действительно был поначалу легким, текст шел себе и шел, его не надо даже было подгонять. А потом текст стал спотыкаться. Ноги стерлись, мозоли появились, усталость, возникли сомнения и внутреннее недовольство. И вы стали спотыкаться вместе с ним. А потом привал – дальше не пойдем.

На синдром 5 а.л. листов жалуются многие авторы. Я сама не раз и не два с этим сталкивалась. А причин на самом деле две.

 Первая – к писательскому экватору автор тупо устал. Физически и ментально.  Если поставить себе задачу за месяц – написать 5 а.л., то в день нужно писать  примерно 6700 знаков с пробелами. Кому-то это много, кому-то – нормально, кому-то даже мало, но 7-8 тыс. знаков в день – это тяжелая интеллектуальная работа, особенно, если речь идет о художественном романе. Это не так – сел и наколупецал, это сел, оборотился в шкурку героя и оказался в другом мире.

Если говорить о нон-фикшн, тут немного иная история. К рубежу 5 а.л. автора реально выматывает: вроде текст готов и одновременно еще не готов (если мы говорим об объеме в 6-8 а.л.), вроде все уже написано, сказано, акцентировано, закончить бы поскорее.

Вот! Вроде все уже написано. Настоящая и, пожалуй, главная причина  данного ступора в том, что к 5 а.л. не знаешь, что дальше. Конечно,  у таких мастеров, как у Стивена Кинга ступор возникает к листу двадцатому, но ни ты, ни я – не Стивен Кинг, поэтому у нас все попроще. О чем дальше-то писать? Дальше-то что? Вот сюжет, вот конфликт, вот герой. Почему герой топчется на месте? Почему текст буксует? И герой с экрана: «Автор, ау! Куда мне дальше?».

Этим синдромом обычно страдают те, кто пишет без плана и понимания общей канвы произведения (в процессе разберусь, что к чему). Увы, автор не Портос, и принцип «дерусь – потому что дерусь» здесь не прокатит. Лучше всего, если у вас будет подробный поэпизодник (кстати говоря, многие принципы сценарной работы очень хороши для написания больших текстов). Поэтому не ленитесь – с самого начала пропишите поэпизодник романа. Редактируйте его в процессе, добавляйте, убавляйте. Прописывайте схемы или таблицы с характеризацией персонажей, их взаимоотношениями, действиями и конфликтом. Принцип  «У меня все в голове!» — тоже не работает. Пропишите «ваше в голове» в рабочем файле и поэтапно  переходите от одного эпизода к другому. Если в эпизодах будут уточняющие вопросы – еще лучше. Тогда есть шанс увидеть горизонт, он же финал.

И вот еще один секрет. Никогда не заканчиваете работу, на 200 000 знаках. Я не знаю, как это работает, но если накануне в файле было 200 000 знаков, то назавтра не появится ни одной строчки. Считайте, что это писательская магия. Лучше всего, заканчивать на 210 000, 215000. Поверьте, на следующий день будет легче.

В общем, синдром лечится. Рецепт простой: рассчитывать творческую дыхалку, иметь подробный маршрут и сделать чуть больше шагов, чем запланировано.