В других обстоятельствах

…Есть один литературный прием: взять известного персонажа и поместить его в другие обстоятельства. Например, отправить Снежную королеву в Африку, Робинзона Круза — в Нью-Йорк на поиски Пятницы, Обломова — на галеры, Наташу Ростову — в бордель, а Дон-Кихота сделать президентом. 

Прием отличный. И вот, почему. В определенной степени мы все заложники шаблонов. До пор до времени, если шаблон хороший, это только в плюс. Например, имея под рукой хороший шаблон авантюрного  романа, можно на первых порах сделать весьма недурственный текст. По всем правилам и с учетом всех читательских предпочтений. Можно и самому задать шаблон (собственно. все известные литературные произведения, фильмы — и есть такой шаблон. который многие пробуют повторить и модернизировать).

Однако со временем шаблон устаревает и требует изменений. Проблема в том, что мышление у нас тоже во многом шаблонное, поэтому и изменения будут ординарными. Если Снежная королева, то холодная (это шаблон), если дон Кихот, то сумасшествие и мельницы (и это шаблон), если Обломов, то диван (и снова — здравствуйте!). Мы считываем определенный культурный и литературный код, а потом раз за разом помещаем его в одни и те же рамки и обстоятельства. Робинзон и необитаемый остров, Болконский и дуб, Онегин и дядя, Родя Раскольников и топор. 

Что происходит, когда мы меняем обстоятельства? Меняется шаблон. Меняется история. Меняется всё. Мозг начинает работать. Как это Обломов на галерах? Как это Титаник не утонул? Как это Болконский и пустыня?

Обстоятельства — отличная штука. Они как тот самый волшебный пендель для заскучавшего автора. А где скучающий автор, там и скучающий читатель. 

Что это за обстоятельства? Место. Время. Атмосфера. События. Окружающий мир. Попробуйте, это интересно. Возьмите любой известный литературный или исторический персонаж и… поместите его в другие обстоятельства. Совместите несовместимое. Перемешивайте то, что не перемешивается, но то. что обязательно сделает в текст большой барабум! 

В общем, все, что требуется от вас как автора — это разорвать шаблон и создать новые условия, затем наблюдать и записывать. Порой история складывается очень забавно, порой страшно, но чаще всего — альтернативно, свежо и парадоксально. Иногда нужно разрывать шаблоны. 

Но вот, что любопытно… 

…Мне кажется, кто-то из богов и судеб заскучал, и вместо избитых сюжетов теперь использует этот приём по максимуму. А мы все — те самые персонажи в других обстоятельствах.