Как нам следует назвать ум?

Сначала простенькое упражнение для тренировки образного мышления.

Ум. Как бы вы его описали? С помощью какой части речи? Какой образ, с вашей точки зрения, подходит больше всего.

Вот пример от мастера:

Как нам следует называть ум?

Это шелест ветра, что дует в соснах,

На картине, написанной тушью.

(Фудзивара-но Иэтака)

Удивительное дело, мы довольно легко можем описать некоторые привычные состояния: любовь, отчаяние, тревожность, страх, радость. Точнее, нам кажется, что мы это делаем легко. Слова – вот они, вызываешь их, они приходят, сразу же и без особых усилий. Что, в общем-то, понятно: каждое слово – это многообразие смыслов, ассоциаций, воспоминаний, связанных с этим конкретным словом.

Когда, к примеру, возникает слово «роза», то на ум приходит самое разное:  «А роза упала на лапу Азора», «красная роза – эмблема любви», «роза и крест», «розочка» от бутылки, первый подаренный букет, лепестки в ванне, стихотворение Блока, засохший куст в квартире, где умер близкий человек, – и так далее. Сознание притягивает тысячи роз, и мы неосознанно выбираем из этого набора что-то более или менее подходящее — то, что соответствует нынешнему настроению, тексту, мысли.

Проблема лишь в том, что расхожие слова вызывают расхожие смыслы. Проще найти сходство по цвету, по форме, по текстуре, по определению, но не создать метафору.

Создание метафоры – творческий процесс. Это только кажется, что писатель подумал и по щелчку пальцев произвел на свет авторскую метафору. В реальности все обстоит иначе. Метафора рождается из писательского бэкграунда: его воспоминаний, игры ума, прочитанного, увиденного, осознанного, переработанного. Нейронные связи, которые возникают в процессе творчества – недолговечны, их постоянно нужно подпитывать, тренировать, использовать, перепутывать, соединять в хаотичном порядке.

Просто ум, каким бы цепким он ни был, – читателю ничего не скажет. Как ничего ему не скажет гулкая пустота, звенящая тишина, пепел розы и промозглый дождь. Все это он читал уже тысячу раз. От многократного повторения смысл стирается и превращается в штамп. Метафора только тогда работает, когда она неизбита, неожиданна, создает образ и … вызывает вопросы-размышления. Красота метафоры – вторична. Красота метафоры в ее загадке, в абсолютно новом смысле, который она рождает у читателя. И у каждого читателя это смысл будет немного иным, с дополнительными ассоциациями. Не ищите расхожих смыслов, ищите свой. 

Как нам следует называть ум?

Как нам следует называть любовь?

Как нам следует называть тишину?

Как нам следует называть дождь?