Аллюзия – один из моих любимых приемов в тексте. Кто-то из коллег называет аллюзию «приветиком», кто-то «пасхалкой». Но аллюзия есть аллюзия. По сути, это сознательное использование или обыгрывание в тексте цитат, имен, событий, фактов, персонажей, знакомых читателю. Аллюзия не просто цепляет внимание, она делает текст особенным. Вот только использовать этот прием нужно аккуратно и с пониманием. Ведь аллюзия – это ни что иное, как игра с читателем.
Аллюзия с помощью цитат
Это, наверное, самый распространенный вид аллюзии. Цитата может быть явной («Помните, что сказала Скарлетт? Я подумаю об этом завтра»), а может быть скрытой, то есть вплетенной в текст и без указания источника. Например, в моем рассказе «Руки любимых вместо квартир» цитата используется в названии, также в рассказе есть скрытая цитата Вуди Аллена, которую я обыграла, вложив в уста проходного персонажа. Поискать ее можно здесь: https://mo-nast.ru/ruki-ljubimyh-vmesto-kvartir/
Использование цитат – это своего рода код. Ведь если читатель понимает, откуда цитата (особенно цитата скрытая), значит, он с вами на одном уровне игры: он, как минимум, знает те книги, фильмы, которые знает автор. А если у игры один уровень, возникает доверие и интерес.
Аллюзия с помощью имен и названий
Есть говорящие имена и названия. Анна Каренина. Скарлетт Охара. Мата Хари. Князь Мышкин. Родион Раскольников. Город Дерри. Бразилья. Средиземье. Использование имени в описании персонажа, во-первых, сэкономит время и языковые средства, во-вторых, пробудит образное мышление у читателя. Узнав знакомое имя или название в вашем тексте, он сам дорисует образ или атмосферу. Скажем, если вы о главной героине скажете, что она «доморощенная Мата хари», воображение читателя (знакомого, разумеется, с этим образом) дорисует все остальное. Читатель представит женщину, которая эксплуатирует образ роковой женщины, но делает это неумело и плохо.
Использование известных событий и фактов
Если герой говорит: «Да у тебя здесь последний день Помпеи», то мы сразу можем представить и домыслить примерный уровень бедствия. Или же можно вплести дату в повествование: «16 октября не задалось ни для Марии Антуанетты, ни для Стефании Ивановой. Первой в этот день отрубили голову, а вторая нашла труп в собственном кабинете». Любой известный факт можно выигрышно обыграть. К примеру, цитата дяди Мити из «Любовь и голуби» является двойной аллюзией: «День взятия Бастилии прошел зря».
Использование говорящих деталей
«Пепел розы» — цвет платья Мэгги из «Поющих в терновнике» такая говорящая деталь. Если ваша героиня одета в платье этого цвета, то читатель может представить этот цвет, а во-вторых, догадаться, что героиня, скорей всего, несчастна в любви. И если уж зашел разговор про одежду: «Она посмотрела на зеленые шторы и подумала, что из них получилось бы отличное платье. Уж очень они были хороши с этими золотыми кистями. Но через секунду отбросила эту дурацкую мысль: Ретта Батлера в этой жизни ей все равно не встретить».
Сверток с деньгами, который Настасья Филипповна бросает в огонь – говорящая деталь. Масло, которое разлила Аннушка, — говорящая деталь. Крем и желтые цветы Маргариты – говорящая деталь. Платок Фриды – говорящая деталь. Улыбка Чеширского кота – говорящая деталь.
Пасхалки самому себе
Это вообще чудесная вещь. Когда в новом тексте упоминаешь свои старые тексты или делаешь из себя второстепенного персонажа. Возможно, читатель не поймет, зачем вообще такая пасхалка, но, автору будет приятно. В конце концов, сам себя не позвалишь…
Одну из таких пасхалок я недавно обнаружила в третьей книге Джея Кристофа «Темный рассвет». Один из героев обнаруживает в библиотеке две первые книге и более того, неожиданно для себя оказывается автором второй книги «Годсгрейв». По-моему, прекрасный ход. Автору браво!
Правил, сколько аллюзий использовать в тексте, нет. Тут уж личное дело и чувство меры. Но лично я всегда радуюсь, когда встречаю аллюзии в книгах. Это же так интересно, сыграть с автором в игру и угадать.
Подробнее об аллюзии можно прочитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F