Почему надо читать сказки?

На частных занятиях по литмастерству часто слышу: «Я не люблю читать сказки. Сказки это для детей. Сказки — это скучно». Однако вот какая закономерность: у всех, кто не любит сказки, очень скудное воображение и фантазия. Тем, кто отвергает сказки, очень сложно придумать и рассказать историю, они буксуют, когда речь заходит о метафорах, эпитетах, аллюзиях и прочих литературных приемах.

Воображение — своего рода мышца, которую нужно постоянно тренировать и держать в тонусе. И я не знаю лучшего тренажера, чем сказки. Сказка — сложный, взрослый, жанр, но именно этот жанр позволяет чувствовать себя свободно и в литературе, и в журналистике.

Сказка — это проекция нашей жизни. Но проекция метафоричная и мифологичная, со множеством ключей и дополнительных смыслов. Здесь нет и никогда не будет точных ответов. И то, что сказки учат добру, большое заблуждение. Добро и зло — понятия субъективные. Сказки, скорее, учат жизни. Такой. какая она есть. Даже в, казалось бы, в простых сказках про колобка или курочку Рябу есть свои загадки. Когда начинаешь раскручивать сюжетную ниточку, понимаешь это. В сказках не бывает линейных персонажей. у каждого героя всегда есть обратная сторона — темная или светлая.

В литературоведении есть такое понятие — художественная условность. Что мы можем считать вымыслом? Что автор вправе придумать или домыслить? Где грань между фантазией и реальностью? Так вот, сказки, как раз наглядно и показывают эту самую художественную условность. Может, так и было, а может, и нет, кто знает, но люди рассказывают…

И всегда интересно узнать, а что было перед появлением сказки, что дало толчок для ее создания? Какой факт? Какое событие? Какое природное явление?

Ключи:
Жил-был мальчик по имени Пиноккио Санчеc. Пиноккио вырос нескладным и неуклюжим, и все, что он мог — так это играть на барабане. Это умение пригодилось лишь на войне. Во время одного сражения Пиноккио потерял обе ноги и нос. Выжил. Вернулся домой. Врач, которого звали Карло Бестульджи, сделал бывшему барабанщику деревянные протезы ног и носа. Чтобы свести концы с концами, Пиноккио выступал на деревенских ярмарках: во время исполнения сложного трюка, он неправильно приземлился и погиб.

Питер Пэн — мальчик, который никогда не повзрослеет. Джеймс Барри придумал Пэна в память о старшем брате. Брат умер за день до того, как ему исполнилось 14 лет.

В японском фольклоре существует своя версия сказки о вороне и лисице. Вместо лисицы там фигурирует улитка. Когда ворона ловит улитку, та говорит: «У тебя такой красивый голос, спой молитву Будде, и я спокойно умру». После чего ворона начинает молиться и роняет улитку.

Если взять 200 сказок братьев Гримм, то можно увидеть закономерность:
16 злобных матерей/мачех против 3-х злых отцов/отчимов;
23 злых ведьм, а злых колдунов всего 2;
13 героинь предают своих женихов, тогда как мужчина предает свою возлюбленную лишь в одной сказке.
Как вы думаете, что там было в личной жизни братьев Гримм?