Сначала пирамидка, потом мозаика

Давайте сегодня поговорим о простоте. О простоте в текстах.

Простота — то, что отличает писателя от графомана. Вот, скажем, романы Жапризо или рассказы Чехова, триллеры Кинга или истории Гашека. Мы читаем и получаем удовольствие от текста, потому, что каждое слово в этих текстах стоит на своем месте.

В них нет ничего лишнего: никаких сложных стилистических оборотов, чтобы «было красиво и ну, очень красиво», никаких надуманных образов. Язык, сюжет, характеры, построение фраз — все очень просто, без изысков. Но именно в этом и заключается сложность. Выбрать точный и верный глагол, остановиться на одном прилагательном, обойтись без наречий, причастий и деепричастий, найти метафору — это задача автора. И не такая уж она и сложная. Но! Автор не ищет легких путей. Ему хочется «убить» читателя, убить словом, поэтому в ход идет все, что только можно:

Тавтология — повторение тождественных или однокоренных слов: 
красивый и прекрасный, внезапный и неожиданный, соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше.

Плеоназмы — лишние слова:
дорога каждая минута времени, главный приоритет, жестикулировал руками, поднялся выше, повторил снова.

Цепочка прилагательных: 
Душистая, зеленая, свежая, ароматная и весенняя трава.

Глаголы+наречие, глаголы+существительное:
криво усмехнулся, весело подпрыгнул, поднял бровь, вздернул подбородок, насмешливо подбоченился.

Штампы и клише:
красной нитью проходит, светлое будущее, богатый практический опыт, синее как море, высокий как гора, золотой как рожь.

Деепричастия и причастия: 
Ладно бы если на странице встречалось бы одно крохотное и красивое деепричастие, так нет, оно чуть ли не в каждом предложении, а иногда и в самом его начале.
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

Начинает

А еще авторы любят, когда у них в тексте кто-то что-нибудь да начинает:
начал поворачиваться, начал улыбаться, начал открывать, начал идти, начал говорить.

Не усложняйте! Чтобы научиться писать хорошо и интересно, сначала нужно научиться писать просто. Это как детская пирамидка. Есть основа, стержень, на него нужно в правильном порядке надеть разноцветные колечки, потом зафиксировать верхушку. Научились собирать пирамидку, тогда переходите к пазлу на 6 кусочков, потом на 12, а там, глядишь, и 1000 сможете собрать.

Мысль — это стержень вашей пирамидки.

Колечки: Глагол. Существительное. Местоимение. Одно (!) прилагательное. Верхушка: слово или знак препинания которые соединят всю конструкций. Все!

Все просто.

#MoNast #ЛитМо