Все дело в бабушке, точнее — в ее фамилии

«Для того чтобы писать, мне необходимо знать куда я иду, даже если не всегда понятно, какой именно тропинкой я приближаюсь к цели. Я много работаю над персонажами, над их достоверностью и человеческими качествами. Для каждого я создаю маленькую биографию, где отмечено все от их рождения до смерти, включая фамилию бабушки. Но, несмотря на это, в романе всегда находится место непредвиденному. Для писателя это обычно самый возбуждающий момент, поскольку персонажи так и норовят выскользнуть из заданных рамок, заставляя писать о том, чего не было в первоначальном замысле!»

 Гийом Мюссо

Фраза про фамилию бабушки – очень точная. Я не иронизирую. Когда создается персонаж, важна каждая деталь. Все идет в работу. Вспомнилось, как другой автор, Маргарет Митчелл, в самом начале пишет о родителях Скарлетт – из жизни до брака, истории знакомства. Казалось бы, зачем? Для увеличения объема? Ни в коей мере. Из этих деталей проступает характер самой Скарлетт, природа ее поступков и решений. И большая их часть – непредвиденная. Однако это не совсем так. Ведь автор дал ключ к пониманию, через историю родителей.

Без «фамилия бабушки» история кажется куцей, в ней чего-то не хватает. И даже не обязательно придумывать какие-то вычурные и сложные фамилии. Фамилию Иванов можно обыграть. Хотя бы с помощью ударения. Или вот фамилия героини из сериала. Героиня стальная, жесткая, принципиальная, «со следами былой красоты», причем эти следы подчеркнуты гримом (словом тоже можно подчеркнуть). А фамилия у нее – Медовая. Поставьте два разных ударения, и у вас будут две разные истории.

Точно так же с именами. Почему именно это имя? Нелюбимый мной Толстой давал своим героям – Каренину и Вронскому – разные имена. Но в итоге выбрал одно на двоих. Устал? Заработался? Софья Андреевна неправильно переписала? Да нет же, вот еще один ключ к тексту. На поверхности лежит. Бери и поворачивай в шкатулке с писательскими секретами.

Вообще, это очень интересно – придумать герою бабушку. В данном случае отлично прокачивается навык характеризации. Фамилия, имя, религия, профессия, внешность, особенности речи. А теперь давайте представим, что история у нас идет от двух персонажей – внука и внучки. Бабушка одна, а внуков двое. И бабушку они воспринимают по-разному. И даже ударение в ее фамилии тоже ставят по-разному. Малюсенькая деталька, но именно она потянет за собой цепь событий. К чему они приведут? Кто знает… Может быть, к хорошему рассказу.