Зеркальные миры

Когда в сказке появляется зеркало, жди двойника. Того, кто живет по ту сторону. Того, кто имеет над тобой невероятную силу. Тот, кто за стеклом, это ты сам, только другой — либо хороший, либо плохой. «Эта странная девочка просто обожала сама себя раздваивать, становиться двумя девочками одновременно» (Алиса в Зазеркалье). 

Зеркало — это проход в другой мир. Оно способно запоминать события, влиять на на них и на людей, внушать мысли. Зеркало может омолодить и может состарить.

Зеркало позволяет видеть то, что другие не могут:
«…у Елены Премудрой есть такое зеркало: стоит только заглянуть в него, так вся вселенная и откроется; разом узнаешь, где и что в белом свете творится. Вот подошла она к этому зеркалу, заглянула в него и тотчас узнала всю подноготную».

Зеркало искажает, вспомним осколки зеркала из сказки о Снежной королеве. Но зеркало одновременно и символизирует и правду (кто на свете всех милее?), и разум: «Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало на свете».

Для М.М. Бахтина зеркало — это способ самопознания героя через свое отражение. Он рассматривает его как границу: между «своим»-«чужим», «этим»-«иным», живым-мертвым мирами, между внешним-внутренним.

Японцы до сих пор убеждены, что в зеркале остается душа хозяина, поэтому старые зеркала не продают — новый владелец может навредить душе. Не покупают по той же самой причине — старый хозяин тоже может навести порчу. Не дадут сегодня в Японии и больному посмотреть в зеркало — из-за опасения, что тот умрет.

Когда в сказке появляется зеркало, нужно быть внимательным. Этот предмет всегда дает ключи к потайным смыслам. Зеркало — всегда персонаж, причем персонаж активный и непростой, у которого своя роль и свои задачи.

Ключи к сказкам: 

В древнем Китае к пологу кровати прикрепляли круглые латунные зеркала блестящей поверхностью от спящих. Считалось, что злые духи, увидев себя в зеркале, пугаются и убегают прочь.

Первые стеклянные зеркала появились в конце XII — начале XIII веков. Их называли «воловий глаз».

В фольклоре многих народов зеркало — это отражение души.

Парацельс считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры.

Разбитое зеркало к несчастью. Но чтобы его избежать, нужно с почетом… похоронить осколки, извинившись перед зеркалом за свой проступок.

Когда вы больны или переутомлены, реже смотритесь в зеркало. И ни в коем случае не ругайте себя перед ним: «обиженное», оно «припомнит» все.

Зеркало как символ отражения может принимать разные образы: озера, щита, слез, чаши Грааля, окна, портрета, тени и луны.