Женская проза, или для баб сойдет!

…Не люблю романы Льва Толстого. Помимо того, что они кажутся мне скучными, все женские образы в них мучительны и изначально лишены естественности и правды. В них словно бы изначально заложены зло, порок и глупость. Когда автор женоненавистник, то все его чувства и мысли перейдут в текст. Толстой был плохим человеком и слабым мужчиной — достаточно прочитать его «Исповедь», он ненавидел себя, не любил и презирал жену. Более-менее человеческие чувства он испытывал …к спарже. Спаржу Лев Николаич истово обожал, но в какой-то момент от неё отказался — ибо роскошь и расточительство.

Текстов, написанных женщинами, Толстой тоже не любил.

Отношение мужчин-писателей к женским текстам изначально презрительное. Бабы, что с них взять? В процентном отношении женщины-писатели, конечно, проигрывают. И нередко берут себе мужские псевдонимы. «Так проще для всех, — когда-то сказал мне издатель. — Женская проза поверхностна».

Однако утверждать это, означает утверждать, что и все женщины поверхностны, неумны, жеманны и легкомысленны.

Женская проза прекрасна, если, конечно, она написана хорошо, и если автор не идёт на поводу у издателей. «Пиши попроще, тут кружавчики, там фестончики, а тут побольше розовых соплёй. Для баб сойдет». Это чем-то напоминает постулат из детства: » Ты же девочка! Ты должна носить юбочки и бантики, а не сидеть на заборе и не стрелять из рогатки».

Должна — не должна. Женщина, если вдуматься, вообще никому и ничего не должна. Хотя общество считает иначе. Есть признанные гендерные роли, выйти из которых невероятно сложно. Ты же девочка, ты же девушка, ты же женщина. Дочь, жена, мать, бабушка. Все известно ещё до рождения.

И все же жизнь у нас одна, и жить так, как хочется, — это право и выбор самой женщины. И писать так, как она считает нужным, и то, что она считает нужным. Нам по умолчанию отдан жанр иронического детектива (спасибо Донцовой с её опусами) и любовные романы (тут можно сказать спасибо кому угодно, той же Картленд, к примеру), а ещё жанр романтического и любовного фэнтези (спасибо безымяннным российским графоманкам, которых уже сотни). Но вот в серьёзные жанры женщинам предлагают не лезть. Не нашего ума дела. За рубежом дела обстоят чуть лучше, там женщины пишут и детективы, и триллеры, и фантастику, и психологические романы, и их мало, кто оценивает с гендерной точки зрения. Там другие степени оценки. Хорошо или плохо написано, интересно или скучно, есть попадание в жанр, мастерски ли продуман сюжет и пр.

У нас иная история. И женщины часто сомневаются и тушуются — а надо ли вообще писать, а если надо, то как это делать, чтобы составить конкуренцию мужским текстам. Кстати, в мужских текстах тоже много проблем, и не все они написаны хорошо. Особенно печальны дела в жанре попаданческого фэнтези. Но это тема для другого разговора.