Главный герой – это я!

Когда кто-то узнает, что я писатель, он говорит: «У меня такая жизнь! Тянет на сериал! Нет, на многотомный роман! Садись и пиши». Но как только просишь поведать про эту самую жизнь, у рассказчика возникает ступор: «Ну… это… сначала я это… потом я то…». Если коротко: родился-учился-женился-дети пошли-развелся. Финал известен. Но вот, что удивительно: когда люди говорят о своей жизни, они упускают эпитет. Они не говорят: у меня такая потрясающая (невероятная, интересная, яркая, сказочная, сумасшедшая) жизнь. Потому что в глубине души каждый из нас знает главное – у него самая обыкновенная жизнь, и в этой жизни он кто угодно, но только не главный герой.

С самого детства мы примеряем на себя самые разные роли, мечтаем быть путешественниками, королями, магами, злодеями, актерами, учеными – точно такими, как в книгах и фильмах, но, когда речь заходит о повседневности тут нет, тут мы не герои. Мы, конечно, знаем, что у нас «такая жизнь», но… рассказать нечего. Это как чужие сны – они никому не интересны.

Бывает, и наоборот. Человек испытывает настолько сильный голод на эмоции и события, что ежедневно придумывает и реконструирует бесконечную драму. Любое действие (даже поход в туалет) становится художественным вызовом, цепочкой непреодолимых испытаний и безумных эмоций. Все полярно – мысли, поступки, люди, никаких полутонов – сплошная дуальность. Но если приглядеться, то и в этой жизни нет главного героя.

А так ли это нужно, быть главным героем? Что это дает?

Абсолютно иное восприятие событий. Возникает острота и полнота бытия. Как если бы у вас было плохое зрение, и годами вы все видели в размытой пелене, но вдруг, поддавшись уговорам, вы надели линзы, очки или же сделали операцию – и вот оно! Все стало четким, ярким, видимым.

Осознанность. Когда мы смотрим кино или читаем роман, то мы стараемся объяснить себе мотивацию, психологию и поступки главного героя. Почему он поступил так, а не иначе? Как он решил эту проблему? К чему привело его решение? Какая награда ждет героя впереди? Хорош ли финал? И мог ли быть этот финал совершенно иным?

Путь. Путь героя. Арка героя. Архетипы. В любом произведении герой проживает самую обычную жизнь, пока не достигает точки невозврата. Вне зависимости от жанра, герой однажды начинает свой путь потому, что не может жить иначе. Возник Вестник, появился Мудрец, мелькнули Тень, Оборотень и Плут. Героем движут цель и желание. Герой меняется, и в этих изменениях он открывает самого себя.

Отношения. Нас окружают самые разные люди, но насколько мы воспринимаем их с точки зрения известных архетипов, насколько ждем от них подвоха или помощи. Будет ли нам полезен Творец, согласимся ли мы построить отношения с Трикстером, решимся ли мы начать дело с Оборотнем?

Решения и ответственность. Как только ты принимаешь тот факт, что ты главный герой в своей жизни, то берешь на себя ответственность. В первую очередь за все те решения, которые принимаешь. Ты и только ты действуешь, ты и только ты меняешь канву сюжета, ты и только ты рисуешь ступить на следующую развилку.

Парадоксальность и импровизации. Представьте, что вы смотрите сериал, и каждая серия начинается с того, что герой просыпается, чистит зубы, завтракает, идет на работу. Каждая серия. Минут так на пятнадцать. Возможно, дальше будет что-то интересное, но вы зеваете уже на первых кадрах, и нажимаете на «стоп». Но ведь именно так проходит утро у каждого из нас. День за днем, неделя за неделей, без изменений. Изменения бывают во время отпуска. Да и то не всегда. Это скучная жизнь. В ней что-то происходит, но не происходит ничего. Когда становишься главным героем, рутина уходит. Главному герою не должно быть скучно, у главного героя на первом плане действие и динамика, ну, и конфликт, разумеется. Без конфликта герою никуда – иначе он не сможет измениться.

Игру, воображение и фантазию. Быть главным героем, значит играть и фантазировать. Это в свою очередь запускает пространство вариантов. На одну и ту же ситуацию вы теперь смотрите с разных углов и выбираете наиболее оптимальное решение.

Как включить в себе главного героя?

  1. Для начала давайте определимся, ваша жизнь – это кино или книга? Вопрос не праздный. И если кино, то какое? Полный метр или сериал? Если книга – то это сборник коротких рассказов, миниатюр, это сага или роман?
  2. Теперь подумайте о жанре вашей жизни. Комедия, драма, трагедия, хоррор, триллер, детектив, фантастика, психологический или городской роман. Вариаций масса. Возможно, и смешение жанров, кто вам это запретит, ведь главный герой – это вы. Жанры можно и менять. Если. К примеру, вы выберете для себя сериал, то кто мешает одну серию-день проживать как комедию, а другой как детектив или фэнтези?
  3. Детали. Какая музыка играет в вашей жизни? Какие спутники вас окружают? Какая атмосфера? Как действует на вас город, погода, время года? Когда вы как герой активны – утром или вечером, днем или ночью?
  4. Действие. Что происходит в вашем кино или в романе? Можно включить закадровый текст: «И в этот момент она поняла, что, если не успеет на автобус с номером 3, вся ее жизнь пойдет наперекосяк».
  5. Время и лицо. В каком времени вы ведете повествование и от какого лица – от первого или же предпочитаете говорить о себе в третьем лице.
  6. Конфликт. Какие обстоятельства заставляют вас меняться, какие уроки они дают. Какие выводы вы делаете? Ваши ошибки, поражения и достижения – что дает вам конфликт каждого дня?
  7. Люди и окружения. Ищите в людях привычные и необычные архетипы. Почему они встречаются на вашем пути, какие знания, подарки, предупреждения они несут.
  8. И, наконец, вы. Ваша внешность, ваш стиль, манера поведения. Мировоззрение и мышление, ваши цели и желания. Какой вы сейчас, когда достигли свою точку невозврата, и каким хотите стать в финале тридцатой серии или в конце пятнадцатой главы. Все зависит от вас.

Сделайте первый шаг и начните рассказ о себе.

Однажды…