Идиотские игры

— Писать, когда некому вас читать, что за идиотская игра!
— Когда все летит в тартарары, не остается ничего другого, как играть в идиотские игры.

Симона де Бовуар

А вы играете в идиотские игры? Когда весь мир летит в тартарары, вы для кого пишете? Для мира или для себя? 

Извечный спор – для кого пишет писатель? Для себя или для читателя? Или же для конкретного читателя? Ведь если в копирайтинге есть такое понятие как аватар читателя, то почему его не может быть в художественной литературе?

Хороший вопрос. Аватар читателя – сборный портрет типичного клиента, и в этом портрете учтены многие моменты: возраст, социальное положение, статус, покупательская способность, триггеры и потребности. Текст, который пишет копирайтер, либо информирует, либо продает. Либо и продает, и информирует. Но если ли такие функции у художественного текста? Нужно ли изначально писателю ориентироваться на конкретного читателя, чтобы «продать» ему текст?

Я сейчас не говорю о бестселлерах. Они создаются по другим правилам, и в создании бестселлера участвует большая группа людей. Грубо говоря, автор создает текст, и этот текст обладает определенными характеристиками, более того, он оказывается в нужном месте и в нужном отрезке времени, так что его вполне можно раскрутить и продать.

Конечно, почти каждый автор мечтает написать бестселлер. Но далеко не у каждого это получается. И все же, нужно ли при создании художественного текста придумывать себе аватар читателя, чтобы потом текст «выстрелил». Вот, к примеру, возьмем жанр женского романа.  Какой аватар читателя тут может быть? Юная девушка на пороге первой влюбленности или же женщина бальзаковского возраста, уже успевшая испытать разочарования в любви? Или обе? В данном случае здесь будут две совершенно разные истории. И если автор сознательно сделает ставку на конкретный аватар (который он сам же и придумает), он может и проиграть. История не пойдет. В ней, возможно, не будет того самого триггера, который зацепит конкретную аудиторию. Или триггер сработает не для всех и не так, как планировалось изначально. Какой аватар у читателя «Унесенных ветром»? Или у «Анны Карениной» или романов Франсуазы Саган? Аватара нет. К этим книгам обращаются, возвращаются по совершенно разным поводам и причинам, и возраст и любовные обстоятельства могут быть разными. Эти авторы писали для себя. 

Так что же, писать для себя или для читателя? В первую очередь, для себя. Если, конечно, у вас нет цели как у Дюма зарабатывать с помощью литературы деньги. Когда автор пишет для себя, он анализирует свои собственные триггеры, с помощью текста он решает свои личные и творческие проблемы, он утешает свои больки. И тогда роман получается искренним. Возможно, он никогда не станет бестселлером, возможно, у него будет не такая широкая аудитория, как хотелось изначально, но она будет. Потому что когда автор пишет для себя, в он искренен и честен с собой, он ни под кого не подстраивается,  а это всегда чувствуется. И пусть кто-то назовет это идиотской игрой, эта игра стоит свеч и стоит риска. Ведь писательство – всегда риск. И в первую очередь, для самого автора. Но почему бы не рискнуть, в конце концов? Мир ведь все равно летит в тартарары.