Искусство говорить комплименты как творческое упражнение

Искусство говорить комплименты не такое уж простое, как кажется. Многие вообще не   воспринимают комплимент как искусство. Если уж откровенно, то многие вообще не умеют делать и принимать комплименты. А между тем, на красивом и уместном комплименте можно продержаться практически целый день. А что, если посмотреть на комплимент как на творческую задачу?

Искусство говорить комплименты

Искусство говорить комплименты или как описать внешность

Самые типичные комплименты, которые мы делаем и которые мы слышим, конечно, про внешность: глаза, улыбка, фигура, волосы.

«Роскошные чудные, изумительные глаза, каких я не видел ни у одной женщины», — предлагает нам такой вариант Антон Палыч. С ним согласен Жюль Ренар: «Не говорите женщине, что она прелестна: скажите ей, что другой такой женщины в мире нет, и вам откроются все двери». Хотя, кажется, такое сравнение давно устарело. Говорить женщине, что она не похожа ни на одну другую женщину, так себе комплимент. В нем давно уже нет ничего интересного и оригинального.

Оригинальности добавляют прилагательные. Разумеется, неизбитые прилагательные.  Если глаза, то какие? Если улыбка, то какая? Если волосы, то какие? «Твои глаза всегда были самого прекрасного оттенка млечного пути» (Футурама). Своеобразно, хотя и сомнительно, с учетом того, как выглядит Млечный путь.

Если говорить о глазах, то можно оттолкнуться от их цвета и посмотреть варианты оттенков (иногда среди таких оттенков можно найти маленькие шедевры). «В ее глазах я увидел свою судьбу, черную как смола на солнце. И я увяз в этом взгляде, и увяз навсегда». Улыбка может быть чудесной, чарующей, соблазнительной, дьявольской, ведьмовской, с ума сводящей. Но и тут можно добавить чуть больше авторского: «Ты улыбаешься как ведьма? – А как улыбаются ведьмы? – Так, что им нельзя отказать».

«У вас доброе сердце под прекрасной грудью», — это уже Януш Вишневский.

«У вас прекрасный череп и высококачественный скелет», — фирменный комплимент от Сальвадора Дали.

Отдельные комплименты посвящены голосу и смеху. «Мягкий, невероятно музыкальный голос (Барбара Картленд), голос как (далее следует название песни, музыкальной композиции), часто упоминают гортанный, нежный, чувственный, хрипловатый голос. Если же мы говорим про смех, то давайте забудем про звонкий как колокольчик (он же голос), лучше дать сравнение: «Он смеялся так, что все наши неприятности исчезали (перефразированная цитата Конфуция).

А еще можно обыграть банальности и сделать отличную картинку, как, например, диалог у Бегбедера:

— Обожаю твои волосы! 
— Это парик.
— Обожаю твои голубые глаза! 
— Это линзы.
— Обожаю твои груди!
— Это «Wonderbra».
— Обожаю твои ноги! 
— Ну слава богу, хоть один заслуженный комплимент!

Искусство говорить комплименты или как прокачать метафоры

«Айрис, будь ты мелодией, я брал бы только чистые ноты». (Фильм «Отпуск по обмену»)

«Честное слово, дочь, я иногда не узнаю тебя — ты вобрала в себя все оттенки ветра». (Сидни Шелдон).

Ты не танцуешь, ты летишь! (фильм «Осень в Нью-Йорке).

Авторские метафоры запоминаются, так же, как запоминаются авторские комплименты. Если читать книги или смотреть фильмы внимательно, то можно увидеть, как с помощью метафор-комплиментов автор показывает своего героя: внешность, характер, состояние, привычки.

«Вы прекрасны. Вы все молодеете» (Островский)

«Вы смелее, чем вы считаете, сильнее, чем кажетесь, и умнее, чем вы думаете». (А. А. Милн)

«Какой вы милый! Нет, какой вы умный! А ведь я думала, что вы декадант!» (Максим Горький)

«Я предпочла бы разделить с тобой одну жизнь, чем встретить все века этого мира в одиночку». (Толкиен)

А блистательная сцена в романе «Идиот»? Когда князь Мышкин описывает всех сестер Епанчиных, генеральшу Епанчину и потом сравнивает двух красавиц – Аглаю и Настасью Филипповну? И пусть неуклюже, отчасти бестактно, но, похоже, Федор Михалыч знал толк в комплиментах и умело вплетал их в свои тексты.

Комплимент как оценка

«Несколько раз мне говорили комплименты, и каждый раз я был недоволен — мне казалось, что сказали недостаточно».  (Марк Твен)

Комплимент – оценка личности, оценка действия, оценка характера, — редкость в повседневной жизни, но в литературе и в кинематографе – это популярный и действенный прием.

«Маяковский – точильный камень поэзии!» (Осип Мандельштам)

«Тютчев прекрасен, потому что мудр. Но Фет мудр, потому что прекрасен. В мудрости красота, но и в красоте своя мудрость».  (Константин Паустовский витиевато, как говорится — и нашим, и вашим)

«Ты гений! Ты заноза в заднице, но гений!» (Сверхъестественное)

 «Он больше я, чем я». (Эмили Бронте)

«Как валторнист, лучший комплимент, который можно получить, — это когда к тебе подходит человек и говорит: «Я слышал этот саксофон по радио на днях и знал, что это ты. Я не знаю эту песню, но я знаю, что это был ты на саксофоне». (Кларенс Клемонс)

В сериале «Аббатство Даунтон» есть такой диалог:
— Вы все принимаете как комплимент.
— Советую вам делать так же. Это многих спасает в неловких ситуациях.

А еще комплименты тренируют воображение и… делают реальную жизнь ярче и приятнее.

О том, как прокачать свое писательское мастерство здесь: https://mo-nast.ru/kak-prokachat-pisatelskoe-masterstvo-ili-6-shagov-uty-hagen/

Моя группа в ВК: https://vk.com/public176523965