Какой ты миф, или мифотворчество как вид писательской энергии

Творите о себе мифы, первые боги делали то же самое. (Станислав Ежи Лец)

Мне нравится мысль, что мы живем внутри мифа. Миф, в котором мы живем, находится внутри другого мифа, а тот заключен еще в одном. И если вдуматься, каждый человек – тоже своего рода миф. Миф в мифе, и все вертится вокруг этого.

Джозеф Кэмпебелл, тот самый, который открыл писателям путь героя, писал о мифах так: «Мифологии представляют собой коллективные сновидения, приводящие в движения целые сообщества и придающие им форму. Верно и обратное – наши собственные сны являют собой крошечные мифы с личными богами, их противоположностями и силами, хранителями, которые становятся нашими формами и придают форму нам самим: это откровенные выражения реальных страхов, желаний и ценностей, повелевающих жизнью человека из его подсознания».

Сегодня только ленивый не говорит и не учит сторителлингу. Но на самом деле сторителлинг как таковой  – это просто маркетинговый ход. Все давно придумано за нас и до нас. И по сути, сторителлинг – рассказывание историй – это просто набор формул, которые используют для обучения копирайтеров и писателей.

Суть же самой истории, ее структура и формы подачи намного глубже. Во многом история базируется на мифе. И чтобы понять, как работает и строится история, нужно понять, как работает сам миф.

Так что же такое миф? В переводе с греческого миф – это речь, рассказ. Но рассказ о чем?  О создании мира? О пути героя? О конце света? Или же обо всем сразу?

Миф до нас изучали так долго и скрупулезно, что нам с вами не стоит изобретать велосипед. Практически любой миф состоит из четырех элементов: личность, история, чудо, слово.

И вот здесь-то и кроется ответ на вопрос, почему все истории берут начало от мифологии. Потому что миф содержит те самые базовые триггеры, которые вне зависимости от эпохи, социальной среды, личного опыта цепляют всех людей без исключения:

Личность. История взлетов и падений, ошибок и откровений, все человеческие эмоции, интеллект, талант, жизненный путь, геройство и трусость – возьмите любой миф, и вы увидите в нем эволюцию личности.

История. Это не просто рассказ о том, что было, это еще и трактовка той или иной эпохи, событий в ней. Миф невероятно органично нас вводит в самый центр истории, внутри него мы пробуем на вкус время, ощущаем себя в новом месте, становимся героем и решаемся на действие. Через конфликт (внутренний, внешний, личностный) мы открываем в мифе самих себя. И это потрясающее чувство!

Чудо. Что бы там ни говорили, но вера в чудо – внутри каждого из нас. Мы заточены на happy end даже в самой драматичной истории, мы делаем его больше всего на свете, ведь именно чудо дает ощущение того, что бытие справедливо.

Слово. Миф без устали играет словом, и слово оживает в нем. Даже самым избитым и банальным, казалось бы, словам миф дает второе, третье, стотысячное звучание. Он придает им метафористичность.

Четыре элемента в той или иной пропорции создают особое пространство, которое затягивает и уже не выпускает.

Мы не задумываемся, что все в нашей жизни пронизано мифологией. Миф удивительно живуч, он никуда не исчезает, и несмотря на времена эпохи, развитие прогресса он подстраивается под наши повседневные потребности и желания. Тот, кто работает со словом, может брать от мифа массу всего полезного: извлекать триггеры, сюжеты, архетипы, истории и трансформировать их.

Миф – это матрица, состоящая из символов, архетипов, образов и триггеров. Все это заложено в нашем культурном коде, поэтому, когда мы используем тот или иной миф, он выстреливает и попадает точно в цель. Сказки, легенды, притчи – это тоже часть мифа, его ответвления. Миф придает нашей реальности смысл и объяснение. Правда, объяснение не всегда нас устраивает, так как оно изначально парадоксальное.

Существуют разные виды мифа:

— Этнологические (происхождение природы, культуры, социальных явлений);

— Героические (путь героя, истории побед и поражений, классический примеры – мифы о Геракле);

— Календарные (время, смена времен года);

— Астральные (все, что связано с астрологией);

— Солярные и лунарные (все истории, связанные с Солнцем и Луной, ради интереса почитайте японские мифы);

— Космогонические (происхождение космоса);

— Антропологические (происхождение человека);

— Культовые (происхождение различных культов и их объяснение, любопытны, к примеру, мифы ацтеков);

— Близнецовые (истории близнецов);

— Тотемические (тотемы, животные);

— Эсхалотические (мифы о конце света).

Теперь перечитайте этот список внимательно. Вы не находите ничего странного? Вспомните публикации в социальных сетях, новости по телевидению – да-да, мифы никуда не делись, они по-прежнему среди нас.  Все они присутствуют в нашей повседневной жизни. К примеру, популярный сегодня ретроградный Меркурий – измененный астральный миф, а все тесты, картинки с котиками, енотами и пр. зверушками – видоизмененный тотемический миф. А сколько вариаций эсхалотического мифа мы с вами видели за последнее время! 2020 год на них особенного богат.

Как писателю работать с мифом?

В первую очередь, принять многообразие мифа и почувствовать его энергию. Миф развивается по своим законам, и он никогда не возникает просто так. В его основе – стремление к познанию мира, явлений и человеческой натуры.  Нужно читать мифы разных народов (и читать много), отмечать повороты, сюжетные ходы, искать сходство и различие; анализировать, использовать образы, символы, триггеры и архетипы.  Изучать реакции людей на тот или иной миф. Мифы важно и нужно вплетать в текст. Почему? Да потому что только они сегодня и работают!

И еще – очень важно понять, какой ты миф (тесты в социальных сетях вам не помогут), что именно в тебе заложено и для чего; как и при каких обстоятельствах этот миф в тебе сработает. Впрочем, это тема уже для другой истории.