Маленькая морская госпожа

Есть сказки, смысл которых понимаешь только, когда становишься взрослым. Сказки Ганса Христиана Андерсена из этого числа. Это недетские истории. Все они созданы одиноким и несчастливым человеком для взрослых людей, у которых в жизни есть трудности, обстоятельства и обязательства. А вот любви и надежды осталось совсем на донышке.
 
Возьмите любую: «Гадкий утенок», «Девочка со спичками», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «Русалочка» — все эти истории для тех, кто давно вырос. И в каждой сказки особый смысл, я бы даже сказала — предупреждение.
 
Вот, скажем, «Русалочка. Когда юные школьницы пишут сочинение по этой сказке, то на вопрос «В чем смысл «Русалочки»? отвечают: в любви. Ради любви можно пожертвовать всем. Наивно и романтично.
 
Можно. Но нужно ли? Будешь ли ты счастлива, если пожертвуешь всем ради самой красивой истории о любви? Девочка ответит — да. Девушка — возможно, задумается. Женщина скажет — нет. Потому, что если ты жертвуешь всем ради любви, ты теряешь себя.
Свою самость.
Свою ценность.
Сначала голос (читай — душу), потом возможность плыть и танцевать в волнах (читай — радость жизни, вместо этого придется ходить как по остром ножам), потом гордость и уверенность в себе (после женитьбы принца — сердце разорвется), и затем ты становишься морской пеной — (читай — ничем).
 
Ведьма в этой сказке не так проста, как кажется. Это образ жизни, образ женской сущности, образ природы, женская самость. Это инициация, которую проходит каждая женщина. И Русалочка ее не прошла. Она отказалась от себя. Ради того, чтобы быть рядом с человеком, которому было приятно и удобно ее общество.
 
«Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты. Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом. Они ездили по благоухающим лесам, где в свежей листве пели птицы, а зеленые ветви касались ее плеч. Они взбирались на высокие горы, и хотя из ее ног сочилась кровь и все видели это, она смеялась, и продолжала следовать за принцем на самые вершины; там они любовались на облака, плывшие у их ног, точно стаи птиц, улетающих в чужие страны. А ночью во дворце у принца, когда все спали, русалочка спускалась по мраморной лестнице, ставила пылающие, как в огне, ноги в холодную воду и думала о родном доме и о дне морском«.
 
Ключи к сказке:
оригинальное название Den Lille Havfrue (в дословном переводе — «Маленькая морская госпожа»)
 
 С точки зрения мифологии, героиня не русалка, она морская дева или сирена.
 
 В Западной Европе считалось, что морские девы не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море.
 
Мы живем триста лет; только когда мы перестаем быть, нас не хоронят, у нас даже нет могил, мы просто превращаемся в морскую пену.
 
 Кровь ведьмы. «И я недешево возьму! — сказала ведьма. — У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча.