С чего начинается текст? Элементы хорошей истории

Начинающие авторы совершают одну и ту же ошибку. Они … пишут. Причем не коротенький пост, не эссе, а сразу прыжок с разбега — роман или сагу. Если начинающий автор и задает вопрос, как написать роман, то чаще всего на него сам же и отвечает: сесть и написать. Ну-ну. Бывает и так, что начинающий автор пишет одновременно  два романа, а то и четыре. Ну-ну — еще раз.

И вот примерно к пятой странице автор выдыхается. Ни строчки, ни буквы, ни запятой. Как же так? Ведь была крутая идея, был потрясающий  настрой, было вдохновение. Спрашивается, куда всё делось, и как вернуть всё это обратно? Ау, вдохновение, ты куда?

В чем ошибка? Почему «сесть и написать» не равняется «бери и делай»? Ошибка в том, что начинающий автор не подготовился к писательской работе. Без подготовки он не сможет ничего не написать: ни рассказ, ни повесть, ни роман, ни сценарий.

С чего начинается текст?

Есть разные подходы работы над текстом. Самый простой и, пожалуй, самый эффективный, это разбить  работу на несколько подготовительных этапов-вопросов:

  1. Идея, которую мы затем упаковываем в расширенный логлайн по методу Спилберга (кодовый вопрос – о чем эта история?)
  2. Время действия (когда происходит история?)
  3. Место действия (где происходит история?)
  4. Атмосфера (какие детали, какие обстоятельства делают эту историю особенной).
  5. Герой и персонажи (кто участвует в истории, зачем и почему?)

«О! Так это просто! – восклицает начинающий автор. – Все это у меня есть в голове. Вы мне лучше скажете, почему мне не пишется?».

 И тут в одном сказочном лесу раздалось нецензурное эхо (с).

Почему не пишется? Да потому что вы ничегошеньки не знаете о том, что именно вы собираетесь написать. У вас нет истории как таковой. В вашей голове (какой бы гениальной она ни была) есть только рваные стежки-наметки: «Я хочу написать историю о великой любви. Он, она и роковые обстоятельства. Какие? Ну, пусть это будет война. Какая? Ну, какая-нибудь, причем тут война, ведь главное любовь». Или «Я хочу написать о приключениях двух странных героев в космическом пространстве. В каком пространстве? Ну, на какой-нибудь планете. Какой планете? Ну, пусть она будет красная и с песком». Или «Я хочу написать о войне роботов. Каких роботах? Ну, пускай, они будут как люди, но не люди. Почему война? Ну, они будут нападать на людей. Что, значит, это уже было? Это же моя идея!».

«Все это у меня есть в голове!»

 Черт возьми, эту фразу я слышала сотни раз. И сотни раз потом возникали жалобы: ступор, нет вдохновения, ничего не пишется, фантазия дохлая, воображение нулевое, герои скучные, диалоги картонные.

Задаю уточняющие вопросы по каждому пункту и выясняется, что автор ничего не знает об истории, которую создает. Автор имеет смутное понятие о самой идее, о сюжете, о времени и месте, у него нет говорящих деталей и самое главное, он ничего понимает в своем герое. Для него герой как белое пятно на черной стене. Или как черное пятно на белой.

В лучшем случае, автор знает, что герой – мужчина, или женщина, или простигосподи, сказочный персонаж (я не против сказочных персонажей, но с фэнтези и мифологией вообще зыбучий Arsch получается). Иногда мне везет, и у героя есть возраст и имя. Хоть что-то.

Если «все это» (см. 5 пунктов выше) у вас есть только в голове, то вы ничего не напишете. Я даже спорить с вами не буду. Тут не до пари.

Текст начинается с подготовки. И подготовка заключается в том, чтобы ручками прописать все, что есть у вас в голове, на бумаге. Именно ручками. И лучше не в файле, а на листе бумаги, чтобы можно было и стрелочки начертить и вопросы прописать как в  ментальной карте. И только потом, когда все сложится, когда задачка сойдется с ответом, главное перенести в файл.

Только тогда вы поймете, что по каждому пункту есть лакуны, и этих лакун много, не хватает материала, фактов, деталей, чтобы вот так просто – сесть и написать художественный роман. Не важно, в каком жанре. Любой жанр требует подготовки, впрочем, как и любой текст, даже коротенький.

Поэтому давайте разбираться в этапах литературной подготовки: что, как, зачем и почему. И начнем с логлайна…

Но о нем в следующей раз.