С чего начинается текст? Логлайн

Итак, давайте разбираться. Что такое логлайн и для чего он нужен.

В общих чертах логлайн – это краткое изложение сути истории. Классический логлайн – это 3-4 предложения. То есть всего один абзац. Правда, есть и варианты. Говорят, Стивен Спилберг предпочитает длинные логлайны (примерно на страницу), так ему проще и легче представлять историю и зафиксировать важные детали.

Короткий логлайн можно расширить. Собственно, я сама так делаю. По мере того, как история обрастает подробностями, сценами и сюжетными развилками, я дополняю логлайн, из которого в итоге получается… синопсис.

 Зачем и кому нужен логлайн?

В первую очередь он нужен самому автору. Хороший логлайн не просто помогает понять, о чем вы собираетесь писать. Он дает возможность увидеть вашу историю, почувствовать ее дыхание. Это не просто идея будущего текста, это идея, в которой прописаны самые важные элементы истории. Это как код, который потом вы расшифруете.

Если вы не можете уложить историю в логлайн, скорей всего, с ней что-то не то. Она еще сырая.  

Логлайн нужен и для того, чтобы потом продать вашу историю. Один абзац, и издатель, продюсер, режиссер принимают решение – интересна им эта история или нет. 

Логлайн нужен и для читателя. Вместо тысячи слов, предваряющих текст, у вас все тот же один понятный цепляющий абзац. По сути, это готовая аннотация к книге.

Логлайн запускает цепочку авторских ассоциаций: как только удается четко и сжато сформулировать суть истории, возникает писательская магия: появляются детали, история словно проступает на листе бумаги.

Какова же формула хорошего логлайна?

     Герой + характерная черта героя (как вариант — его недостаток)

     + проблема (как вариант – препятствие, искушение или знаковое событие)

     + антагонист (как вариант – помощник)

     +цель героя (как вариант — катастрофа, сражение, ловушка, обманный финал)

Все это равняется заявке на хорошую историю.

Вот примеры логлайнов. Узнаете фильмы? 

 Обычный полицейский летит на Рождество в другой город, чтобы отговорить свою жену от развода. Офис жены захватывают террористы. Полицейский должен спасти жену и ее коллег. Ему помогает местный трусливый, которого разжаловали за трусость.  

Пожилой избалованный американский писатель получает Нобелевскую премию. Вместе с верной женой-помощницей он летит в Стокгольм на вручение. В Швеции они встречают журналиста, который уверен, что все произведения написала жена писателя. Он убеждает жену раскрыть этот секрет публично, но в последний момент она принимает собственное решение.

Взбалмошная богачка оскорбляет отца-одиночку, который работает столяром. Ночью богачка падает за борт собственной яхты и теряет память. Столяр решает отомстить и приводит женщину в дом в качестве матери своих сыновей.

Можно попробовать разложить формулу логлайна на вспомогательные вопросы:

Кто? – В каких обстоятельствах находится этот кто-то? – Что этот кто-то делает? – Зачем он это делает? – Что произойдет, если он не сделает?

Обыкновенная советская девушка-шофер влюбляется в эгоистичного парня. После пары интимных встреч парень женится на другой. Девушка едва не погибает, но находит в себе силы жить дальше. Вскоре она узнает, что ее любимый стал калекой, и жена его бросила. Не раздумывая, она едет к парню в деревню и предотвращает его самоубийство, а после делает все, чтобы тот снова начал ходить.  

Одаренный мальчик-музыкант живет в детском доме и мечтает найти своих родителей. Он сбегает и в одиночку начинает их поиски. Во взрослом мире люди либо используют его музыкальный талант, либо ему помогают. Мальчик дирижирует большим оркестром, который исполняет его симфонию на городском празднике в парке. Музыку слышат его родители.

Как мы видим, при любой перестановке слагаемых главным в логлайне будет герой. В логлайне нет смысла давать имена и указывать возраст, так как это сбивает с сути истории. В данном случае это не нужные детали.

Героя очень важно наделить триггерной чертой (то есть чертой, которая отзовется у большей части аудитории). Скажем, безнадежно влюбленный, брошенный, униженный и оскорбленный, преследуемый, несправедливо обвиненный, бедный или богатый, красивый или уродливый, мстительный, талантливый, одаренный и т.д. И смотрите, что происходит: как только вы находите триггерную черту, эта черта подсказывает вам проблему, которую можно разрешить. 

Бедный-богатый – проблему нищеты, разорения, шальных денег.

Униженный и оскорбленный – проблему реванша, мести, преодоления трудности.

Одаренный-бесталанный – проблему становления таланта, проблему посредственности и гениальности.

Красивый-уродливый – проблему самоидентификации, уверенности, стереотипов, принятых в обществе.

Любовь-ненависть – проблему межличностных отношений, испытания чувств, предательства и самопожертвования.

Через препятствия и испытания герой решает заявленную проблему (и эта проблема опять же должна иметь триггерную составляющую). Цель проблемы – спустить курок внимания и зацепить наш интерес. Если логлайн написан правильно, то у читателя, зрителя мгновенно возникает вопрос: «А что дальше?». Нам становится интересно, как именно развернется история, и нам интересно, какое решение и какой ход событий предложит автор. Логлайн намекает, он не говорит прямо — будет тот-то и то-то, его задача завлечь и оставить нас наедине с текстом или фильмом. 

Логлайн хорош и тем, что он помогает найти путь к герою. С помощью всего лишь одной триггерной черты-ключа, мы открываем доступ на новую ступень к созданию текста: к характеризации героя и поиску его характера. Но об этом поговорим в следующий раз. А пока вы можете потренироваться и написать логлайны: 

  • к романам «Война и мир», «Преступление и наказание»,
  • к пьесам «Макбет», «Вишневый сад»,
  • к фильмам «1+1», «Джокер», «Побег из Шоушенка»,
  • сериалам «Игра престолов», «Почему женщины убивают».