Выборочно дело не пойдет

На днях прочитала о формуле творчества от Йозефа Бойса (немецкого художника, одного из основателей постмодернизма):

искусство = человек = творчество = свобода

Как же можно трактовать эту формулу? Я бы расшифровала ее так: через искусство человек открывает в себе творчество и обретает свободу.

По мысли Бойса, каждый этот элемент требует от художника энергии. Но творческая и человеческая энергия рождается только в повседневной практике. Прервалась практика – энергия потерялась, приходится возвращаться к исходной точке и начинать заново. Лучше каждый день по абзацу, чем раз в год по главе.

Бойс вообще считал, что каждый, абсолютно каждый человек является художником, и нет грани между искусством и жизнью.

Бойс пишет: «Если это не пронизывает всю мою жизнь… то ничего не получится, выборочно дело не пойдет. Проще говоря, я должен тренироваться и готовить себя снова и снова… и я должен всю жизнь поступать так, чтобы подготовка не прерывалась ни на миг. Так что работаю я в саду, разговариваю ли с людьми, еду ли в транспорте, читаю ли, преподаю или занят работой… просто ли нахожусь дома – я всегда должен сохранять присутствие духа для понимания расстановки сил. Тогда у меня будет энергия. Тогда у меня будут принципы. И это практика».

Вторит ему и музыкант Стефан Нахманович: «Можно представить, что внутри творческого человека объединены две сущности: муза и редактор. Муза предлагает, редактор решает.

Чтобы творить, нам нужна техника, но нужна и свобода от техники. Чтобы достичь этой цели, мы упражняемся, пока техника не войдет в подсознание. Если во время езды на велосипеде задумываться о каждом необходимом действии, то сразу упадешь. Часть той алхимии, которая порождает практику, — это своего рода натуральный обмен между осознанным и бессознательным… Практика не просто необходима в искусстве, она и есть искусство».

Буквально сразу после этого я наткнулась в сети на обсуждение писательской нормы. Начинающие авторы ужасались тому, сколько в день пишет Стивен Кинг (примерно 10 0000 знаков). А как же вдохновение? Как же муза? «Я два месяца пишу одну фразу, я шлифую ее», «это слишком много для одного дня, нельзя столько писать и написать что-то хорошее». Но не Кинг придумал писательскую норму, и не он один пишет каждый день, и пишет, надо сказать, весьма хорошо. Собственно, ежедневная практика и отличает профессионального писателя от графомана. Графоман может позволить себе не писать неделями, он может позволить себе ждать вдохновения, профессиональный писатель – нет. Бойс прав, без ежедневной практики творческая энергия сходит на нет. Источник ее иссякает.

Нет смысла без ежедневной практики устанавливать высокую норму. Лучше начать с малого. Писать пять минут, потом десять, потом двадцать. Или наоборот – писать 500 знаков в день и постепенно увеличивать объем. Главное, чтобы выбранная писательская норма была адекватной и комфортной. Главное, чтобы это действие не отнимало, а давало творческую энергию, и стирало грани между искусством и жизнью.