Если изменилась коммуникация, изменится и копирайтинг

Давненько ничего не писала о копирайтинге. В общем, даже понятно, почему. В сытые времена о копирайтинге и его подвидах не писал только самый ленивый, повторять прописные истины и формулы не хотелось. Обещать золотые горы новичкам также не было смысла. Зачем врать-то? Копирайтинг – это, прежде всего, профессиональные навыки, плюс четкое понимание запросов заказчика/целевой аудитории, плюс умение писать оригинальные тексты, которые, если звезды сойдутся, будут продавать.

А еще копирайтинг – это история про коммуникацию.

В своем время мне понравилась мысль: любая коммуникация представляет собой квадрат. С точки зрения восприятия как отправителя, так и получателя каждое сообщение имеет четыре стороны квадрата:

– предметную (о чем я информирую);

– информацию – призыв к действию (чего я хочу добиться);

– отношения (в каких я отношениях с адресатом);

– самораскрытия (что я рассказываю о себе).

Если держать в голове этот самый квадрат (даже если это и квадрат Малевича), писать легко, причем на любые темы.

Но все это было в сытые времена, когда месяцами профи, гуру, новички эксплуатировали одни и те же темы и приемы. Вспомните, к примеру, несчастный сторителлинг. Ему обучали везде. Хотя умение рассказывать истории — это как умение травить анекдоты: либо дано, либо не дано. Ну да ладно… Что у нас теперь?

А теперь – полный пердимонокль. Ничего не понятно. Первая паника прошла, рынок изменился, правила тоже изменились, часть игроков ушла, часть еще пребывает в растерянности. И с одной стороны, все понимают, что надо продавать, рекламировать, продвигать, а с другой не совсем ясно, как именно продавать, продвигать и рекламировать. И не только с технической точки зрения, но и с этической тоже.

Еще один момент – платежеспособность населения падает. Значит, достучаться до целевой аудитории будет в разы сложнее и дольше. Это раньше мы говорили про 6, 10, 15 касаний. Сейчас дело может дойти и до полусотни. «Мне ничего не надо», — говорит клиент. «Как вы можете втюхивать вашу продукцию в такие времена», — вторит ему второй.

Так как продавать в текстах?

И что делать копирайтеру? Писать, конечно. Не забывая о ключевых словах. Вот только акценты нужно расставлять иначе. И взывать к клиенту тоже нужно иначе. Прежние приемы и формулы не просто устарели, они не работают. Изменились психология, восприятие, ожидания и возможности аудитории, и это нужно брать в расчет.

Думаю, что в ближайшие недели и месяцы появится новый вид копирайтинга. Как его назовут – большой вопрос. Но то, что в нем отразятся все реалии нашего сложного спецвремени, сомневаться не приходится. Измениться придется всем.