Прочитала, что комедия начинается со страдания. Она возникает из отчаяния, гнета, преследований и гонений.
Да, так и есть. Ибо все это – основа для конфликта, без которого, как известно, персонаж будет скучным и плоским. Но речь не только о комедии: все жанры нуждаются в конфликте, чтобы закончилась прелюдия и началось действие.
Но вот какой конфликт лучше для автора – внешний или внутренний? Внешний описывать проще, он все же понятнее: мотивация, предпосылки, причины, социальные связи – все на поверхности. Внутренний передать сложнее, так как нужно знать все (и даже больше) о герое.
Внешний конфликт может давить на сюжет. Скажем, если вы для героя создаете конфликт на религиозной почве, писать комедию будет сложнее: люди не любят, когда кто-то смеется над их верой. Политический конфликт тоже имеет свои особенности. А вот в семейном конфликте автор рискует угодить в болото трюизмов и очевидности (не случайно, зритель стонет от одного и того же сюжета в российских сериалах – муж изменил, жена застукала. Сколько можно?).
Но и внутренний конфликт может показаться неинтересным, если автор не продумал толком характер героя, если автор опирается исключительно на свой собственный опыт, и этот опыт не совпадает с героем.
Оптимальный вариант – переплести внешний и внутренний конфликт, тогда у автора появляется больше возможностей для развития и героя, и сюжета. Религиозный конфликт в сочетании с внутренними переживаниями и триггерами героя становится более интересным: обретение Бога, потеря Его, столкновение с ортодоксальной верой, смена конфессии, сектантство, столкновение разных религиозных точек, и вот уже у автора появляется огромное пространство для создания многоуровневой, необычной и сложной истории.
Пример политического и внутреннего конфликта – сериал «Карточный домик». Здесь столько граней и подтекстов, столько головоломок и ловушек, что зритель и сам не понимает, как и когда он оказался внутри карточного домика. Ему интересно, он спорит, сочувствует, переживает, боится и торжествует.
«Игра престолов» — сколько конфликтов, внутренних и внешних, вы насчитаете? А ведь каждый из них двигает сюжет, заставляет героев совершать действия.
Пример внутреннего конфликта – Родион Раскольников. Достоевский проводит нас по лабиринту отдельного безумия, чтобы ответить на тот самый вопрос – Тварь я дрожащая или право имею? И заметьте, этот вопрос в первую очередь адресован самому себе. Не зря Федор Михалыч ходил с топором по питерским улицам.
Пример сочетания внешнего и внутреннего конфликта – Скарлетт из романа «Унесенные ветром».
Это сюжетов мало, а вот конфликтов – множество. Их сочетание позволяет создать собственную оригинальную историю, где герой будет настоящим – живым и заметным.
Как найти конфликт?
- Знать о герое все, и даже больше (то есть сделать подробную характеризацию). Как только характер героя становится понятен, возникают предпосылки для конфликта.
- Можно (и нужно!) воспользоваться триггерами. Что является спусковым моментом для героя в конкретной ситуации? Что его может не устроить в предложенных обстоятельствах? Как он на них отреагирует и почему? Какое из его действий может вызвать цепочку последующих событий?
- Подумать, кто из второстепенных персонажей участвует во внешнем конфликте, кто за героя, и кто против, какая у персонажей мотивация и какие внутренние конфликты.
И помните: «Чем сложнее конфликт, тем значительнее триумф» (Д. Вашингтон)