Оригинальный сюжет – та еще проблема. Сюжетов, как известно, не так и много. И чем дальше, тем автору сложнее: все уже придумано до нас. Иногда посещает крамольная мысль, что все уже и написано до нас. Какой жанр ни возьми, все уже было. Любовь. Месть. Преступление. Поиск. Трансформация. Столкновение с системой. Побег.
Все было. Так как привнести в избитый сюжет оригинальность? Давайте размышлять.
Оригинальный сюжет – жанр без примесей?
Чистый жанр, без примеси других, — классика. И даже в какой-то мере хороший образец для подражания. Если детектив, то без любовной линии и даже без намека на нее. Если фантастика, то без фэнтези. Если антиутопия, то уж точно не любовный роман в чистом его виде. Так-то оно так, но стопроцентно выдержанный жанр сегодня – это, скорее, редкость, исключение из правил. Чаще всего в сюжете могут быть самые разные ингредиенты. И вот в любовном романе появляются элементы фэнтези или детектива, а то и стимпанка. В исторической саге – элементы фантастического романа или детектива.
С одной стороны, это может действительно сделать сюжет оригинальным, с другой – все зависит от мастерства. Это как в кулинарии. Можно сварить щи по рецепту, а можно сделать серые щи или щи с добавлением нестандартных ингредиентов. Помните, как Бриджит Джонс готовила праздничный обед, и суп у нее получился ярко-синим? В литературе примерно также. Кстати, про то, как создавать свою реальность, можно прочитать здесь: https://mo-nast.ru/sozdat-svoju-realnost/
Оригинальный сюжет – поговорим про любовь?
Взять историю любви. Какое разнообразие текстов – от любви подростков в Вероне (и вариация Вам и не снилось»), до «50 оттенков серого», «Поющих в терновнике», «Первой любви», «Мадам Бовари».
Любовь несчастливая.
Любовь с расставанием, но с заслуженным хэппи-эндом.
Любовь с преступлениями, местью и с трагическим финалом.
Любовь с расставанием и открытым финалом.
Хуже всего, супружеская счастливая любовь: встретились, влюбились, поженились, родили детей, живут в любви и достатке и даже не изменяют друг другу. Что вообще можно написать о счастливых отношениях? Ровным счетом ничего. Позавидовать разве что. Но в тексте это скуууучно! Автору и читателю подавай драму. Разве что однажды один из супругов умрет или исчезнет (или банальнейшее – изменит) и вот тут-то и начнется действие.
Сюжет про любовь – это история отношений, которую можно представить в виде маршрута. Из точки А выдвинулись двое, чтобы дойти в точку Я (они жили долго и счастливо и умерли в один день. И вот самое интересное не в точке А и не в точке Я, а в точках с другими буквами. Но что именно заложить в эти маршрутные точки, чтобы получить интересную и неизбитую историю.
Ведь уже было: один из партнеров умирает (исчезает, предает, изменяет). Проблемы с детьми, родителями, вопросы долга ( как вариант — героиня спит с начальником мужа, чтобы спасти мужа), вопросы богатства и бедности, преступления, болезни, опять же вызов системе (история, рассказанная Харрисоном Фордом и фильме «Побег»), история спасения.
Недавно я прочитала историю о двух супругах, которые несколько месяцев провели на плоту в открытом океане после крушения своей яхты. Там действительно потрясающий, причем действительно реальный сюжет. И первый комментарий: «Несколько месяцев на плоту и после не развелись, вот это любовь!». А знаете, почему не развелись? Дело не в любви. Дело в характере женщины, которая до самого последнего момента поддерживала мужа.
А поэтому…
Формула неизбитого сюжета
Оригинальный сюжет – это сам герой или героиня. Его характер. Его образ. Его суть. Если герой небанален, то он будет выбирать небанальные действия, и мотивация у него будет небанальная и даже в какой-то мере непредсказуемая.
Ловушки для читателя или зрителя. Если читатель ждет банальности – обманите его.
Есть еще один момент. Все, кто когда-либо принимал участие в мозговом штурме, знают: идеи надо записывать, но! Первые идеи нужно отбросить или отложить. Они могут быть рабочие, но первые идеи – всегда банальны. Мозг выдает то, что попроще, чтобы от него отстали.
Вернемся к истории любви как к примеру. Дано: героиня, 30 лет. Вариант? Спорим, что это будут:
Измена+лишний вес, подстава+тюрьма, внезапная потеря статуса, невозможность родить ребенка, болезнь.
Эти ходы расписаны на годы вперед сценаристами российских каналов. А, еще забыла про кому. Кому российские сценаристы, как и психушку, просто обожают.
Так, это мы с вами записали. Теперь давайте думать дальше. Что такого неожиданного может произойти в жизни женщины в 30 лет, чтобы там еще была любовная линия?
Вот… Самое время открыть файл и набросать варианты. Только для начала нужно придумать интересную яркую героиню.
Оригинальный сюжет – что с чем сочетается
И снова вернемся к вопросу кулинарии. Часто ведь пишут, что с чем сочетается. Никто же не станет запивать селедку молоком? Или посыпать солью взбитые сливки.
Итак, что у нас с чем сочетается:
Детектив: фантастика, стимпанк, игровой роман, альтернативная история, антиутопия.
Любовный роман: сага, альтернативная история, эротический роман, подростковый роман, роуд-муви.
Попаданцы: детектив, альтернативная история, комедия, роуд-муви.
Фантастика: оптимально в чистом виде, но, как ни странно, хорошо сочетается с сагой, историческим романом, альтернативной историей (см. Йена Макдональдса), игровым романом, апокалиптикой.
Фэнтези: подростковый роман, роуд-муви, сказка.
Городской роман: любовный роман, детектив, драма.
Антиутопия: детектив, альтернативная история, драма.
И небольшой совет: если хочется сочетать, то «готовьте» (иными словами пишите) осторожно. Пробуйте, рисуйте схемы, продумывайте героя и сюжетные ходы. Поскольку одни жанры могут доминировать над другими, а то и поглощать их. И пусть лучше ваш герой подскажет сюжет. Он-то точно в курсе, что есть, что будет и чем его сердце успокоится.
Больше интересного здесь: https://vk.com/public176523965