Наткнулась на днях на рекламную запись. Молодой человек написал роман, издал, продвинул, ну, все, как мы любим. Я люблю такие истории: всегда захожу и читаю, так как хочется открыть для себя новые имена.
В рекламном тексте многое уже стало понятно, но захотелось убедиться. Отрывок из романа. И снова все, как мы любим: нагромождение наречий, деепричастий и причастий — первый признак графомана. И тут же второй признак – избыточные описания со штампами. Если снег, то ослепительный, если небо, то бескрайнее (океан такой же), если вдох, то тяжелый. Ну, и третий признак графомана – диалоги.
Беспомощность автора всегда видна в диалогах. Как правило, если мало знаешь о своем персонаже, о его поступках и мотивации, его прошлом и настоящем, то и дальше будешь вымучивать диалог. И диалог окажется проходным. А ведь через диалог мы узнаем не только о состоянии героя, об его отношении к собеседнику и к происходящим событиям, через диалог мы можем увидеть действия, обстановку, почувствовать запахи, услышать звуки, догадаться о скрытых мотивах.
Что нужно, чтобы научиться писать диалоги?
- Знать все о своем герое. Влезть в его шкуру, стать этим самым героем. Тогда вы поймете, как именно он разговаривает, его образ мыслей, узнаете любимые словечки, попадете в дыхание.
- Понимать, зачем именно в этом месте вам как автору нужен диалог, какую смысловую нагрузку он несет, что вы хотите сказать читателю через ваших персонажей.
- Слушать самых разных людей, их интонацию. Баба Маша-пенсионерка не разговаривает как бухгалтер Иннокентий Иванович, а Иннокентий Иванович не разговаривает как скрипач Гаврила Ивченков, а скрипач Гаврила Ивченков не разговаривает как врач-гомеопат Петр Самойлов и т.д. У всех разные формы речи, разная интонация, разный лексикон. Люди не говорят одинаково.
- Записывать разговоры на диктофон и слушать, слушать, и снова записывать, и снова слушать. Точно также можно слушать беседы в интернете, дискуссии, круглые столы, причем на самые разные темы. В данном случае важно понять — КАК люди разговаривают друг с другом и взять из устной речи максимум, чтобы потом перевести ее в речь письменную.
- Наблюдать за мимикой. Мы редко усмехаемся и ухмыляемся, а еще реже вздергиваем бровь и всплескиваем руками.
- Читать хороших авторов. На мой взгляд, лучшие диалоги у Жапризо и Чехова. Читать пьесы, чтобы понять, как строится диалог.
- Смотреть классику кинематографа (лучше зарубежную) и читать сценарии.
- Повышать свой индекс начитанности и насмотренности.
- Листать словари и искать в них интересные неизбитые слова.
- Постоянно практиковаться в диалогах – писать их на самые разные темы, от скучных до смешных.