Почему не получаются метафоры?

Метафора – это яркий, красивый и необычный образ. В основе метафоры лежит сравнение одного предмета с другим. Чтобы появилась метафора, надо найти точку соприкосновения у двух предметов и явлений. Чаще всего найти эту точку соприкосновения помогает вопрос «как?».

Озеро КАК зеркало  = Зеркальное озеро

Корабль КАК призрак = Корабль-призрак

Любовь КАК горб = Горбатая любовь

Походка КАК у пьяного = Пьяная походка

Метафоры могут возникать от сравнения по форме, цвету, общности действия, сходству в расположении и т.д. Хорошая метафора создает не просто образ, она создает эмоцию в тексте, раскрывает персонажа и его характер, делает действие и атмосферу авторскими, то есть запоминающимися.

Есть несколько причин, почему у автора плохие метафоры.

  1. Штампы

Чаще всего автор использует так называемые окаменелые метафоры: угольное ушко, мертвая хватка, замкнутый круг. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Окаменелые метафоры вызывают в читателе вполне ожидаемые ассоциации, они привычны, понятны. С другой, использовать окаменелые метафоры может кто угодно, и это придает тексту вторичность.

Что делать? Скрупулезно редактировать свой текст. Вычеркивать штампы, искать новые образы.

  1. Скудость фантазии, отсутствие воображения и…лень

Собственно, все дело в лени. Чтобы включить фантазию и научиться генерировать идеи, нужны ежедневные творческие тренировки. В противном случае ваш писательский глаз так и останется закрытым, а текстах будут синие как небо (море) глаза, золотые локоны и горькие поцелуи. Самое простое упражнение: возьмите любое слово, обозначающее стандартный и неинтересный предмет. Лучше всего, что-то из кухонной утвари. Например, половник. И поиграйте с этим словом. С чем можно сравнить цвет половника, его форму, его материал, его функцию, если бы половник был зверем, то каким, если насекомым, то каким, если бы человеком, то как бы вы его описали. «Все мои мысли (чувства, надежды, мечты) были как бабушкин половник. Половник жил возле плиты – серый, покрытый жиром и пылью. Им никто не пользовался, потому что после смерти бабушки никто  в доме не готовил суп».

Что делать? Читать тех, кто великолепно работает с метафорами: Пруст, Борхес, Павич, Чехов, Бунин, Набоков, Гумилев, Цветаева, Бродский. Выписывать лучшие, искать свои. Искать свои авторские образы. Тренироваться в метафорах.

  1. Незнание этимологии

Вот тут беда. Очень часто авторы используют слова в своем значении, забывая об этимологии. Либо автор берет знаковое историческое событие или личность и придает им свой смысл. Дескать, я художник – я так вижу. В этом случае образ получается комичным и нелепым.

Что делать? Почаще открывать словари и энциклопедии. Не использовать слова из той области, в которой вы «плаваете».

  1. Усложнение образа.

Усложненный образ получается у тех, кто любит писать красиво. Казалось бы, речь идет о развернутой метафоре, где каждое слово раскрывает смысл последующего, ан нет. Образ перегружен уточнениями, обстоятельствами, дополнениями и прилагательными, иногда автор добавляет и длинный деепричастный или причастный оборот. В итоге красивый образ скрыт под грудой тяжелых «одежек».

     Что делать? Не писать красиво. Писать просто. Если вам хочется добавить три прилагательных – спросите, какое из них сильнее и ярче, и оставьте одно. То же самое с дополнениями, уточнениями и прочей мишурой. Метафора – не новогодняя елка, метафора – икебана.