Роковая женщина – какая она сегодня?

Роковая женщина – один из любимейших образов в кино и литературе. Хотя бы потому, что создается по шаблону. А там, где есть шаблон, там все просто.  У этого образа конкретные задачи: главный герой сталкивается с роковой женщиной, и на какое-то время (а порой и навсегда) жизнь героя летит в тартарары.

роковая женщина

Сегодня образ роковой женщины чаще всего эксплуатируется в сериалах. Этот образ удобен для сценариста, дает красивую картинку и создает вполне ожидаемые сюжетные развилки. Все так, но именно поэтому он так скучен. А что, если посмотреть на этот образ совершенно иначе?

Кто такая роковая женщина?

Ответ на этот вопрос вполне предсказуем. Роковая женщина – красива, сексуальна, эпатажна. У нее красивое тело, длинные волосы, ярко-красные губы и ногти. Она дорого и стильно одевается и сводит мужчин с ума. Роковая женщина не умеет любить, она цинична, лишена эмпатии и приносит влюбленному мужчине одни лишь несчастья. Устоять перед ней невозможно. Забыть тоже. Что еще? Ах, да, встреча с ней меняет судьбу.

Теперь представим такого персонажа в романе или в кино. И? Лично мне скучно. Хотя бы потому, что этот образ картонный и предсказуемый. В жизни все совсем иначе.

Роковая женщина и ее ипостаси

…Возле места казни она сняла пальто и отдала его монахине, обняв ее на прощание. Женщину привязали к столбу и закрыли ей глаза черной повязкой. Мата Хари возмутилась и приказала снять повязку и отвязать ее от столба. Требование выполнили частично: повязку сняли, руки освободили, но тело осталось привязанным.

Последнее, что попросила Мата Хари, был бокал вина. Специально для нее открыли бутылку элитного бордо. Бокала не нашлось. Под вспышки фотографов Мата Хари неторопливо пила вино из обычной чашки.

«Я готова, господа!». Сержант скомандовал: «Цельсь!», и двенадцать ружей одновременно поднялись на уровень груди. Пока солдаты выдерживали паузу, Мата Хари послала им воздушный поцелуй. В этот же момент прозвучала команда: «Огонь!», и одиннадцать ружей одновременно выстрелили. Двенадцатое ружье упало на землю вместе с солдатом, потерявшим сознание.

Мата Хари не была красавицей, но она безусловно роковая женщина. Красавицей не была и Лиля Брик, но даже в свои восемьдесят она умудрялась заводить юных поклонников и кружить им головы.

Библейские роковые женщины – Далила, Иезавель, Саломея, возможно, тоже не обладали совершенной красотой, но это не помешало им стать роковыми. Ибо все, что нужно la femme fatale, чтобы состояться в этой роли, так это хорошая и эмоциональная легенда.

Роковыми женщинами были и «голубой ангел» Марлен Дитрих, и «валькирии русской революции» Лариса Рейнер и Инесса Арманд.

Уоллис Симпсон – дважды разведенная американка, изменила ход английской истории. Своенравная Гала без всяких усилий держала в узде гения Сальвадора Дали (и заметьте, даже без секса).

Кто-то из этих дам обладал хорошими внешними данными, кто-то не мог похвастаться красивой фигурой и миловидным личиком.  Но когда речь заходит о la femme fatale, то речь идет не о физической красоте. Речь идет о характере.  

Хотите ее понять, исследуйте архетип

Будучи женатым на простой и скромной женщине, Достоевский всю жизнь писал о роковых женщинах. Более того, он даже сталкивал их в своих романах. Чего, к примеру, стоит противостояние Настасьи Филипповны и Аглаи? Князь Мышкин сразу улавливает их сходство.

– Но только что ж вы, князь, про Аглаю ничего не сказали? Аглая ждет, и я жду.

– Я ничего не могу сейчас сказать; я скажу потом.

– Почему? Кажется, заметна?

– О да, заметна; вы чрезвычайная красавица, Аглая Ивановна. Вы так хороши, что на вас боишься смотреть.

– И только? А свойства? – настаивала генеральша.

– Красоту трудно судить; я еще не приготовился. Красота – загадка.

– Это значит, что вы Аглае загадали загадку, – сказала Аделаида, – разгадай-ка, Аглая. А хороша она, князь, хороша?

– Чрезвычайно! – с жаром ответил князь, с увлечением взглянув на Аглаю, – почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!..

Почти как Настасья Филипповна. Оговорочка по Фрейду, князь! Подсознательно уловили, но не поняли главного: в Настасье Филипповне, впрочем, как и ив Аглае, вы почувствовали темную сторону.  Роковая женщина – это архетип Оборотня или в некоторых отдельных случаях Тени. Оба эти архетипа говорят о темных сторонах души, о соблазне, преступлении, зле.

И в этом и есть главный смысл роковой женщины: не она сама плоха, просто сама онап пробуждает в герое темное, скрытое, потаенное, то, что вызывает страх и ужас. А там, где страх, всегда есть и наслаждение.

Роковая женщина – может быть любой

Внешне. Но она всегда особенная. Не такая, как все. В ней сила. Харизма. Знание. И непогрешимая уверенность в себе и в собственных силах и действиях. Она знает и принимает свою ценность. И она действительно меняет судьбу героя и создает о себе легенды. Собственно, чем больше легенд, тем серьезнее статус.

Как ее придумать?

У каждого автора в голове свои примеры. Кто-то сразу вспомнит о Дитрих, кто-то о Лиле Брик. В «Игре престолов» Мартин создал целую галерею роковых женщин, в каждой из которой угадывается реальный прототип.  Недаром эта сага считается сагой об истинных женщинах.

Чтобы создать роковую женщину нужно идти от биографии и характера. Найти  в судьбе ту самую точку невозврата, благодаря которой обычная женщина становится роковой. А все остальное – внешность, стиль, имя, приложатся.

И не обязательно она должна быть вспомогательным персонажем, роковая женщина вполне может быть и главной героиней.

Прочитать о роковой женщине можно здесь: https://mo-nast.ru/larisa-rejsner-valkirija-revoljucii/

Много интересного в моей мастерской: https://vk.com/public176523965