Синдром асцидии или почему идеи иссякли?

…Крошечная асцидия делает нечто удивительное. После появления на свет ее личинка перемещается в толще океана в поисках поверхности, к которой можно прикрепиться. Когда подходящее место найдено, личинка ведет неподвижный образ жизни и «переваривает» свой мозг. Зачем? Потому что мозг ей больше не нужен. Личинка нашла постоянный дом. Мозг требовался, чтобы отыскать место, а когда миссия выполнена, питательные вещества, из которых состоит мозг, можно направить на формирование других органов. Урок, который преподносит нам асцидия, в том, что мозг используется для поиска и принятия решений. Как только живое существо начинает вести оседлый образ жизни, мозг ему больше не нужен. (Дэвид Иглмен «Креативный вид»).

Я вспоминаю про асцидию, когда слышу, что нет идей, ничего не придумывается и не пишется.

Ступор.

Ступор приводит к сомнениям (если у меня нет идей, смогу ли я что-нибудь написать, может, мне этого вообще не дано?). Сомнения пробуждают страх (я больше никогда и ничего не напишу). И чем дольше длится это состояние, тем сильнее авторская депрессия. Идей по-прежнему нет.

Но вот вопрос, а что именно привело к тому, что в какой-то момент идеи иссякли? Что было до того, как вы перестали писать? Чем именно был занят ваш мозг? Может, его незаметно «переварили» другие дела, другие обстоятельства, другие приоритеты?

Считается, что если человек творческий, если у него есть способности или талант, то этот источники безграничен. Черпай, сколько хочешь, — не иссякнет. Это не так. Творчество – та же мышца, и, если ее не тренироваться, она сначала станет рыхлой, потом обрастет жирком. Творческая мышца нуждается в ежедневным витаминах и тренировках. Ей необходимо правильное питание и правильные нагрузки. Ведь если ее перетренировать, она, как минимум, порвется. Интересно, почему мы уделяем столько внимания питанию, физическим упражнениям, режиму дня и бездумно относимся к своему творческому «я»?!

А как правильно к нему относиться? Как сберечь свое творческое «я»? Что нужно сделать, чтобы мозг постоянно находится в творческом тонусе, выдавал хорошие идеи и были силы на самые разные тексты?!

 Режим творческого дня

Авторы разные. Одни пишут ранним утром, другие по вечерам, а кто-то творит по ночам.  Дело и в биоритмах, и в привычке. Важно знать тот временной отрезок, когда вам пишется легче всего. Важно знать обстоятельства, при которых вам пишется легче всего: кому-то в абсолютной тишине, кому-то под джаз или африканские барабаны; кому-то только за своим рабочим столом, а кому-то в кафе или в коворкинге. И важно понимать, что творить целый день не получится. Есть временной отрезок (по моему опыту не больше четырех часов), когда текст идет, а дальше – все, до следующего творческого потока. Но только после отдыха. То есть для того, чтобы процесс не буксовал, нужен режим творческого дня, знание собственных биоритмов и комфортные писательские условия.

Питание

Мозг должен правильно питаться. Творчески. Откуда вы возьмете идеи, если каждый ваш день как день сурка? И если из всей творческой пищи – у вас телевизор. Как в этом случае возникнут нужные нейронные связи? Откуда брать ассоциации? Телевизор я бы вообще не включала, если честно. Задача нынешнего телевидения – засорить мозг.

Чтение. Много. Причем разное: классика, художественная литература, нон-фикшн, поэзия, эссе, дневники, биографии.

Фильмы. Много. И здесь важно сочетать несочетаемое, разные жанры, разных режиссеров, документальные, художественные и сериалы. Найдите фильмографию любимого актера, и просмотрите все фильмы с его участием. Или фильмографию режиссера. Или составьте список фильмов в определенном жанре и посмотрите, как это работает с разными сценариями и режиссерами. Ищите документальные  фильмы, где есть факты, истории, любопытные параллели, экспертное мнение.

Иностранные языки. Даже десять минут тренировок на иностранном языке заставляют творческую мышцы работать: учите слова, слушайте радио, смотрите фильмы с субтитрами и без, слушайте выступления TED, читайте книги в оригинале.

Любые ресурсы, где есть элементы коммуникации: выступления, творческие встречи, обсуждения, дискуссии, интервью.

Выставки, спектакли, ярмарки – тут все, чтобы утолить ваш голод на события.

Питание должно быть легким, вкусным и сбалансированным. Всего по чуть-чуть. Не хватает специй? Добавьте музыку.

И записывайте свои впечатления, цитаты, мысли в писательский блокнот или книжку. Почему не в файл? Почему не записные книжки в телефоне? Дело в том, что когда мы пишем от руки, мозг работает особенно активно. Записную книжку можно носить с собой, перелистывать. В файле информация часто теряется, как и сами файлы, а в записные книжки в телефоне  или в гугл-доки не всякий раз заглядываешь, о них забываешь.

Витамины

Витамины – это энергия. Что дает энергию вашему творческому я? Лесные ванны, путешествия, прогулки по городу, море, Ботанический сад, общение с людьми? Придумайте свой вариант и, как минимум, раз в неделю отправляйтесь на свидание с собой. Во время таких свиданий ваш мозг отдыхает, но одновременно он накапливает энергию.

Нагрузки

Нам нужны творческие нагрузки, куда же без них? Возможно, это будет фрирайтинг. Хотя, признаться, я не большая его поклонница. Утренние страницы по сигналу будильника, возможно, и хороший вариант, чтобы преодолеть творческий ступор. Но… У каждого автора есть своя писательская норма в день (осознает он это или не осознает), что если утренние страницы – это половина вашей писательской нормы. Если есть необходимость «расписаться» с утра, то лучше сделать пост в социальной сети. Мне кажется, от этого будет больше толка.

Нагрузки – это тексты, которые вы пишете.

Нагрузки – это упражнения, которые вы делаете. Упражнения могут быть простыми и сложными. К примеру, взять обычное существительное и придумать к нему 5 подходящих прилагательных, а потом придумать 5, совершенно не подходящих. (Клубника красная, сладкая, спелая, крупная, ароматная. Клубника синяя, соленая, спиралевидная, миниатюрная, торфяная). Или в метро придумывать необычные имена всем, кто едем вам навстречу. Или ответить на вопрос «А что, если?»  («А что, если коровы будут давать шампанское, а лозы молоко?». Или очеловечивать природные явления («Сегодня я встретила бабушку Метелицу. Она везла коляску. В коляске сидел снеговик с банановым носом…». Можно записывать истории по ретро фотографиям, можно переписывать сказки. Упражнений – очень много. Важно понимать, что создание текста – это не рутина и не поденщина, это удовольствие. Это то, что делает вас счастливым. Наш мозг любит быть счастливым, он любит творческое настроение. Просто ему это нужно давать. Каждый день.

И тогда никакого творческого ступора.