Дорамы или новый взгляд на драму

Любите ли вы дорамы так, как люблю их я?

дорамы или новый взгляд на драму

Дорамы – телесериалы из Юго-Восточной Азии, в первую очередь, – из Японии и Южной Кореи. Само слово «дорама» – связывают с английским словом drama.

Главные отличия дорамы

Дорама – не обычный и не привычный для нас сериал. От российского, европейского и американского сериалов, дорама отличается и отличается существенно. В первую очередь продолжительностью и качеством серий. Один сезон включает обычно двадцать и выше серий, и каждая из них идет больше часа. Это очень качественное, непростое, зрелищное кино. Кстати сказать, дорама имеет завершенную историю, поэтому, как правило, сериал не продлевается на второй и тем более уж третий.

Еще одно отличие дорамы от привычных нам сериалов – сюжеты. Сюжет любой дорамы всегда оригинален и, честно говоря, довольно непрост. (Прочитать об грустных особенностях российских сериалов можно здесь: https://mo-nast.ru/porvat-shablon-i-motivaciju/

Дорамы как возвращение к мифу

Дорамы в качестве отправной точки сюжета часто используют миф. Возможно, нам с вами корейская, японская, китайская или тайская мифологии не всегда знакомы.  Что-то слышали, например, о той же кицунэ, но поверхностно, на бегу. Однако дорамы погружаются в миф сознательно и сознательно создают его интерпретации. И в этом есть минус и одновременно плюс. Минус в том, что разобраться в хитросплетениях истории, где использованы мифологические подсказки, бывает сложно. Плюс в том, что в этом случае взгляд зрителя незамутнен, и мы получаем историю, в которой нужно разбираться, включая и ум, аналитику и воображение.

Много интересного здесь: https://doramy.club/21622-propavshie-bez-vesti-oni-byli-tam.html

Психология и мотивация героев

Восточная психология также не всегда понятна для российского зрителя. Герой дорамы может поступать совершенно иначе, чем мы от него ждем. Обычно он так и делает. Герой жесток и сентиментален одновременно, в нем сплетено столько всего, что подчас мы не можем понять – отрицательный это герой или положительный. Впрочем, это еще одна фишка дорамы. Здесь герои – не хорошие и не плохие. Они многоплановые, и эта многоплановость дает сложную и подчас запутанную мотивацию. Особенно это характерно для мифологических персонажей: Сон-о-Гон, бог обезьян из дорамы «Хваюги» или Ли Ё, девятихвостый лис из сериала «Легенда о девятихвостом лисе», изначально циничны и жестоки, как и полагается высшим существам. Но, столкнувшись с человеческим началом, они меняются. Меняются по-своему, исходя из собственной природы. В хорошенькой и положительной героине Джи А спит демон, который только и ждет своего часа, чтобы выйти наружу. Милая ранимая девушка становится зомби, и в своем новом качестве она сохраняет человеческие черты, но потом происходит трансформация, и демон оказывается сильнее человеческого.

Это вообще один из главных вопросов любой дорамы: кто кем управляет – демоны нами или мы демонами?

А демонов много, даже слишком. Иногда они мифологичны, иногда они обычные люди, как в «Дьявольском судье» или «Пропавшие. Другая сторона». Обычные, но страшные из-за совершенных ими поступков.  

Для героя дорамы одним из самых важных мотивов является восстановление справедливости, некоего баланса между добром и злом. И этот баланс должен устроить в первую очередь самого героя.

Кстати, о героях. Здесь обычно нет привычного нам дуэта – антагониста и протагониста. Здесь каждый персонаж наделен чертами главного героя, и каждый рассказывает свою – главную историю.

Дорамы сохранили классический подход к драме как таковой, оставив все необходимые драматические элементы. В том время, как российский сериал эти элементы растерял (об драматургии европейский и американских сериалов как-нибудь в другой раз).

Смерть и вечность

Дорамы зрелищны, красочны, жестоки и относительно целомудренны. Здесь скорее увидишь кровавую бойню с подробностями, чем сексуальную сцену. Однако поцелуй, который дарит дорама, настолько красив и безупречен, и его так долго ждешь, что он оказывается намного драматичнее или сильнее, чем откровенная постельная сцена.

Дорамы – это истории про жизнь, смерть и вечность. Есть первое, второе и третье, и неизвестно. Что хуже. Иногда и вечность оборачивается кошмаром, а иногда смерть оказывается спасением и благом. И совершенно очевидно, что сюжет с перерождением души в дорамах – один из самых востребованных. Только каждый раз он подается по-своему.

Ловушки сюжета и финал

Конечно, зритель ожидает хэппи-энда. Но счастливый финал для нас и для создателей дорам – две большие разницы. И дело не только в разных менталитетах, дело в самом подходе в создании сериала и понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Для нас счастливый финал – это счастливая совместная жизнь героев, рождение детей, возвращение бизнеса, обретение социального статуса. Для восточного человека счастливый финал – это гармония души, исполненность миссии, восстановление справедливости и победа над демонами.

Именно поэтому и сам сюжет, и финал, как правило, представляют ментальные ловушки. Ждешь одного поворота, а герой сворачивает совсем не туда. Но именно этим дорамы и хороши: происходит разрыв шаблона и возникает возможность увидеть привычное, банальное, поднадоевшее совсем под иным углом.

Любовь к дорамам как дзен. Нельзя торопиться, нельзя прокручивать, нельзя откладывать надолго. Включив дораму, оказываешься в конкретном моменте, здесь и сейчас, и это накладывает определенный отпечаток: словно боги и судьбы подарили тебе вдохновляющий поцелуй, и твой третий глаз наконец-то открылся. И ты увидел демонов, справедливость, красоту и собственное предназначение.