Камилла Клодель: смертельный поцелуй Родена

Современники сравнивали ее с античной Галатеей. Полюбив знаменитого скульптора Огюста Родена, Камилла Клодель бескорыстно отдала ему все, что имела: свои чувства, красоту, талант.  Но притяжение двух гениальных личностей – мужчины и женщины – привело к непоправимой трагедии. Любовь обернулась безумием,  а искусство – чередой горьких потерь.

Остались лишь удивительные скульптуры –  гимн яркой, но слишком короткой любви. 

камилла клодель

Первые уроки

Говорят, в семье не без урода. Семейство Клодель в полной мере испытало на себе всю справедливость этой поговорки. Если бы появилась возможность спрятать маленькую Камиллу от людских глаз, ее мать с удовольствием бы это сделала. Мадам Клодель в жизни не испытывала подобного позора. В их захолустье, где каждый знает все про своего соседа, ее дочь была притчей во языцах. Все остальные девочки копили приданое и мечтали об удачном замужестве с каким-нибудь степенным буржуа. Эта же молчаливая синеглазка день и ночь тискала глину и лепила, лепила. Забавных зверушек, фантастических птиц и очень странных людей.   

Да, Камилла Клодель с детства мечтала быть скульптором.

Колотушки матери, ворчавшей из-за перепачканной одежды дочери, и злые  насмешки сверстников лишь подливали масла в огонь.  Как только  пальцы Камиллы касались куска глины, она забывала обо всем на свете. Вторая мечта Клодель — поступить в парижскую Школу изящных искусств, но для провинциальной девчушки из Вильнева путь туда  в 1882 году был закрыт.

В 18 лет Камилле удалось попасть в Париж на частные курсы, которыми руководил знаменитый тогда скульптор Альфред Буше. Пораженный талантом мадемуазель Клодель, он попытался сделать ей протекцию. Но директор Школы изящных искусств Поль Дюбуа оказался непреклонным: “Девушка явно брала уроки у господина Родена. Ее работы полностью у него заимствованы”. Камилла была уязвлена: в своем провинциальном городке она даже не слышала о прогремевшей по всему миру славе Родена. А сюжеты своих скульптур она брала из  головы. Поверхностную оценку Дюбуа девушка списала на собственную внешность. Мужчины редко объективно оценивали ее работу, пораженные красотой юной ваятельницы.

Она была удивительно хороша собой. Темно-синие глаза, чувственный рот и мраморная кожа. Современники называли цвет ее густых и длинных волос с тициановским. А  прекрасной стройной фигуре завидовали многие девушки. У Камиллы не было отбоя от поклонников, но она не хотела тратить драгоценное время на что-либо другое, кроме творчества. Любовь ей заменяли мрамор, глина и античные сюжеты. Первые месяцы в Париже оказались самыми счастливыми в жизни Камиллы, она мечтала о славе,  казалось, еще чуть-чуть и Париж будет у ее ног.

Спустя некоторое время после открытия курсов Альфред Буше отправился путешествовать в Италию. На его место пригласили Огюста Родена. Он сразу отметил Камиллу. Но вряд ли только чувственная красота девушки повлияла на его выбор: в ее работах он увидел удивительное сходство со своими, уже известными скульптурами. Поразительная духовная близость и общее понимание задач искусства поразили мастера. А что до Камиллы, то она страстно влюбилась в Родена с первого взгляда.

Камилла Клодель и ее любовная горячка

Будучи натурой чувственной и темпераментной, Камилла, презрев все условности, сразу ушла к Родену. Ее не остановили ни сплетни, ни наличие у Родена законной жены, ни проклятие родителей, — все меркло перед  силой ее любви. В первый раз позируя скульптору обнаженной, она, не раздумывая, отдалась ему прямо в мастерской. Став любовницей мастера, Камилла приняла этот роман как щедрый подарок судьбы, полностью подчиняясь всем требованиям и желаниям мастера. Это был новый роман Пигмалиона и Галатеи. Роден сознательно лепил из Камиллы женщину для себя. А она жадно впитывала все крохи, которыми ее небрежно осыпал обожаемый мэтр.  В этой странной, порой безумной любовной связи Роден не учел одного: самобытного таланта Камиллы. И спустя три года наступил момент, когда ученица стала почти равной учителю и начала творить самостоятельно. Ее работы были удивительным сплавом женственности и мятежного духа. Они казались воплощением  женской сути, сути самой Камиллы.

Достигнув мастерства, она больше не слушала  советов Родена,  поступая отныне только по-своему. Ее позиция стала настоящим ударом для Родена. Привыкнув к беспрекословному подчинению молодой  любовницы, он внезапно осознал, что новая Галатея давно живет  по другим законам. И хотя Камилла по-прежнему любила его, он счел себя оскорбленным.  Заверения в верности и любви не помогли. Роман дал глубокую трещину.

Разрыв, как ни странно, ускорили первые серьезные работы Клодель. К тому времени она закончила скульптуру “Забвенье”. Критики тут же стаей накинулись на “мадемуазель скульпторшу”, обвинив ее в наглом плагиате. Даже беглый взгляд находил сходство “Забвенья” с роденовским “Поцелуем”. Спустя четыре года Камилла  выносит на суд зрителей новую работу —  “Вальс”. И снова шушуканье по углам: сюжет явно заимствован у ее знаменитого любовника.

Камилле было невыносимо слышать подобные упреки и постоянно доказывать, что все ее работы ни что иное, как материальное воплощение ее собственного понимания любви, отличного от Родена.  Такое же ранимое, легкое и мятежное, как и она сама. Но больнее всего девушке было узнать, что источником этих слухов служит сам Роден. За спиной Камиллы он постоянно унижал ее, скептически отзываясь о таланте своей ученицы. Опять на горизонте появилась законная жена Огюста – Роза Бене.  Двусмысленное положение любовницы угнетало Клодель. Роден же не хотел развода, его полностью устраивала сложившаяся ситуация. И тогда Камилла начала бунтовать. Ее первым шагом стал ультиматум, выдвинутый  Родену во время одного из скандалов: либо она, либо Роза. Скульптор выбрал жену. Вторым шагом был разрыв.

Камилла Клодель: я устала бороться

Покидая особняк Родена, Камилла надеялась, что  вскоре ее позовут обратно. Этого не произошло. Роден навсегда вычеркнул любовницу  из собственной  жизни. В дальнейшем они встречались лишь на людях, да и то по делу, когда Роден лениво хлопотал за бывшую ученицу, устраивая ей выставки. Стоит ли говорить, что, как правило, эти хлопоты оканчивались ничем. За редким исключением, все скульптуры Клодель пылились в мастерской.

От трудной жизни Камилла сильно подурнела и постарела. В ее мастерской не было помощников, так что тяжелые глыбы мрамора  приходилось таскать на своих плечах. Сказывалось и недоедание.

Она теперь жила в бедной квартирке, изнывая от тоски по любимому человеку. В то время, как он процветал, она безуспешно пыталась найти деньги для многочисленных кредиторов. Все ее работы того времени были наполнены отчаяньем и надеждой. Критики же с молчаливого согласия Родена каждый раз обвиняли ее в плагиате. В конце концов, Камилла устала с ними бороться.

Ее мучило другое: мадемуазель Клодель  медленно сходила с ума от ревности. Она ревновала Родена и безумно завидовала его видимому супружескому счастью и благополучию. Все чаще она запиралась в своей меблированной каморке и рисовала точные и злые шаржи на бывшего любовника и его жену. А когда душевная боль становилась невыносимой, она в ярости разбивала свои работы. Ей казалось, что Роден не только лишил ее женского счастья, но и отнял талант. С каждым днем безумие прогрессировало.

Загон для смертников

10 марта 1913 года к дому, в котором жила мадемуазель Клодель, подъехала карета “скорой помощи”. С согласия младшего брата Камиллы, несколько дюжих санитаров выволокли из квартиры упирающуюся женщину и насильно отправили ее в психиатрическую клинику на юге Франции. Лечебницу в Мондеверге негласно называли “загоном для смертников”. Здесь Камилле предстояло провести тридцать мучительных лет. Семья обрекла свою блудную дочь на пожизненное тюремное существование. Просьбы  о помощи не помогли, а все письма оставались без ответа. Близкие люди навсегда вычеркнули Камиллу из своей памяти, как это когда-то сделал Огюст Роден.

Тридцать лет лишений и бедности. Скудная похлебка, жуткие крики сумасшедших, невыносимая духота летом и лютый холод зимой, лекарства и безнадежность.  Иногда Камилле казалось, что она видит дурной сон, что все происходит не с ней, стоит только проснуться, и тогда все будет по-другому. Но каждый день начинался так же, как и предыдущий. Порой она вспоминала о годах, проведенных с Роденом, но эти воспоминания больше не причиняли ни боли, ни радости. Ничего. Даже смерть Родена в 1917 году не вызвала  в ней никаких эмоций.

Она умерла поздней осенью 1943 года. Семья отказалась забрать ее тело, и Клодель тихо похоронили на больничном кладбище. Спустя десять с лишним лет родные Камиллы все же решились перенести ее прах в фамильный склеп. Но они опоздали. Администрация клиники бесстрастно сообщила: участок кладбища, где находилась могила мадемуазель Клодель, был использован под другие нужды, а сама могила исчезла.    

Долгие десятилетия скульптуры Камиллы Клодель были забыты. О них вспомнили только несколько лет назад, после того, как на экраны французских кинотеатров вышел фильм об истории любви Камиллы и Родена с Изабель Аджани и Жераром Депардье в главных ролях.

Почти сто лет спустя имя Камиллы впервые вошло в десятку лучших французских скульпторов, наравне с именем Огюста Родена.

 Много всего интересного в моей группе в ВК: https://vk.com/public176523965     

Еще одна история любви: https://mo-nast.ru/jernest-hemingujej-geroj-poterjannogo-pokolenija/