Как дописать роман

Кажется, ну что тут сложного? Если уж начал, то однажды все же  допишешь. Вон Маргарет Митчелл своих «Унесенных ветром» писала свыше десять лет, и ничего, справилась. Однако время идет, текст тормозит. И автор спрашивает: как дописать роман?

Как дописать роман

Как дописать роман или в чем главная проблема?

Не идет. Торможу. Все не то. Герои не развиваются. Сюжет куда-то провалился. Застрял на середине. Ничего не могу придумать. Ой, а откуда у меня этот персонаж? Как это он был в первой главе? Потерял интерес. Диалоги плохие. Персонажи одинаковые.

Это только верхушка творческого айсберга, который вот-вот налетит на ваш роман-Титаник. Главная проблема – в авторе. Не в тексте, не в идее, в авторе. Цели ух, а вот возможности ой. К тому же каждый, кто пишет, уверен, что это проще простого. Ведь об этом мастер-классы и курсы – писать может каждый. Вполне каждый. Но не каждый может написать роман. У кого-то потолок – пост в ВК, у кого-то – эссе, у кого-то повесть или рассказ. Роман – это сложная форма. И опять пример из спорта (очень уж наглядно): если вы ни разу не поднимали штангу, вы ее не поднимете. Ну, или пупок порвете. Вот роман – штанга. Играючи его не сделать.

Как дописать роман или типичные ошибки

Нет понимания, о чем история

Незнание персонажей – их прошлого, мотиваций, характера, психологии

Отсутствие конфликта, действия и как следствие – непонятный сюжет, обрыв сюжетных линий

Незнание особенностей жанра, смешивание сразу нескольких жанров

Неумение работать со словом, штампы, речевые и стилистические ошибки

Неумение выстраивать диалоги, монологи, полилоги

Плоское неинтересное повествование

Незнание литературных приемов и неумение их использовать

Может, посоветуете что-нибудь?

Есть такой сериал «Сороки-убийцы». Это детектив в стиле Агаты Кристи о писателе и издателе. И есть там такой эпизод. Писатель и издатель обсуждают рукопись, издатель советуют вычеркнуть из романа главу о Холокосте. «Это детектив, — говорит издатель. – Люди ждут детектива, эта глава, бесспорно, хороша, но она лишняя». Писатель не соглашается, он злится. Кричит, ведь эта глава – самое главное, что есть в романе. В итоге главу убирают, а издатель и писатель общаются только в письменной форме.

Вопрос: кто прав? Издатель или писатель? На первый взгляд, прав автор: это его детище, он художник, он так видит. Но суть в том, что в этом сериале писатель начинающий автор, а вот издатель – профи, с большим опытом.  Он видит, что отдельная глава ломает текст, нарушает его структуру, убивает ритм, и она тяжела для восприятия. И в данном случае он прав. Он профи,  и он видит провалы и ошибки.

А что у нас в середине?

Сейчас есть услуга бета-ридера. И это отлично, когда другой человек может прочитать ваш текст и увидеть в нем провалы и недочеты. Но при условии, что бета-ридер – профи в литературе, и он знает про что, кто, как, почему, зачем, когда и где. В противном случае это будет медвежья услуга.

Когда человек работает над большой формой в первый или во второй раз, он, как правило, пренебрегает правилами. «Я знаю начало и финал, а уж середину как-нибудь допишу. Вообще – у меня все в голове».

Но вот проблема – середина и есть главное. Она вытекает из начала и переходит в финал. И часто она полностью меняет заранее придуманный финал. Большая ошибка – подгонять финал под весь текст.  И если не соблюдать правила, то текст просядет, станет рыхлым, и потом придется все равно исправлять. И задай автору простой вопрос, о чем его история, он будет юлить. Он не знает. Или вот вам еще одна проблема: https://mo-nast.ru/sindrom-5-avtorskih-listov/

Однако начинающие авторы – люди упертые. Они делают все по-своему хотя бы потому, что лучше знают. Но давайте задумаемся, почему у нас столько провальных хромоногих текстов, сделанных словно под копирку (особенно это характерно для фэнтези и жанра попаданцев), и почему зарубежные тексты более качественны, в них увязано все. Потому что там с текстами работают, там следуют правилам.

Что за правила?

Не устаю их повторять.

Идея

Логлайн

Расширенный логлайн

Характеризация героев

Конфликт персонажей

Действие

Проработка сюжета и сюжетных линий

Скелет текста с коротким логлайном каждой главы и пониманием целей, мотивации героев, их взаимоотношений.

Текст

Проверка: сюжета, психологии, конфликта (состоялся ли), соответствуют ли ему действия героев.

Текст.

Редактура.

Корректура.

Задумчиво…

Когда мы учимся водить машину, зубрим правила, работаем с инструктором ии на тренажерах.

Когда идем в фитнес-зал, то и там работаем с инструктором и соблюдаем правила.

Чтобы снизить вес, работаем с диетологом и снова соблюдаем правила.

Даже когда мы отправляемся в путешествие, нам нужна карта, чтобы не заблудиться и попасть из точки А в нужную точку.

Но вот когда речь заходит о текстах, то правила и проводник не нужен. Тут каждый второй Лев Толстой, а каждый первый Вильям Шекспир. Но так бывает ровно до того момента, когда автор задается вопросом – как дописать роман?  

Много интересного здесь: https://vk.com/public176523965