Как одна идея становится кучей идей

Идея… Откуда она берется? В детстве мне очень нравилась сказка «Каша из топора».  Сюжет прост. Солдат попросился на ночлег к скупой старухе и с голодухи вызвался сварить кашу из топора. Сказал, приготовит так, что пальчики оближешь. Вот только бы соли немного, крупы бы две горсточки, маслица, мяса… Старушка и не заметила, как сама отдала нужные продукты. Если вы не помните сказку, то она здесь: https://nukadeti.ru/skazki/kasha_iz_topora

Любая сырая идея – это такая каша из топора. Сварить можно, но получится так себе. А вот если добавить чуть-чуть пряностей, специй, дополнительных идей-продуктов, то получится весьма оригинальное и очень вкусное «блюдо».

Так как из одной идеи сделать кучу идей?

Идея: ищем ассоциации

Любое слово тянет за собой сотни ассоциаций. Есть ассоциации общепринятые. Например, каждый второй, услышав слово «корабль», говорит «летучий», а есть ваши личные: скажем, общепринятые ассоциации в случае розы, будут «белые», чуть реже – «миллион алых роз». В моем случае первая ассоциация – пепел розы.

Итак, допустим нам надо написать для нескольких сайтов и социальных сетей продающий текст о…подарках. Так сформулировал задачу ваш заказчик. У заказчика сеть магазинов сувениров, цветов и подарков. Тексты должны быть разные, интересные, запоминающиеся и продающие. В данном случае тексты продают не конкретный предмет с номером артикула, а саму идею подарка. «Хочу, — говорит ваш заказчик, — чтобы люди прочитали твой текст и захотели сделать подарок».

Но вот проблема: чем чаще в повседневном обиходе используется слово, тем сложнее писать о том, что с ним связано. Откройте интернет, и вы увидите, что до вас уже опубликовано миллион историй о подарках. А если так, то что вы можете сказать нового? Подарок и подарок. Но не спешите впадать в отчаяние.

Берем писательский блокнот (а лучше чистый лист бумаги) и в середине пишем слово – подарок. Теперь вокруг него выписываем все ассоциации, которые приходят нам в голову: оригинальный, своими руками, на 14 февраля, любимому/любимой, детям, родителям, себе, книга – лучший подарок, где купить, идеальный подарок, wish-лист, лучший твой подарок – это я, супер подарки, список лучших подарков, которые я когда-либо получил и т.д. У вас была одна идея: текст о том, какой подарок подарить. А теперь присмотритесь, у вас уже есть список под-идей, да, он пока сырой и банальный, и нужно к нему добавить кое-что.

Идея: придумываем определения

Подарок – какой? Оригинальный, лучший, идеальный, долгожданный, неожиданный. Если у вас ступор, то вбейте слово «подарок» в интернете и добавьте к поиску слово «прилагательные». И вуаля – у вас масса информации для размышления.

Уточняющие вопросы – вот настоящий подарок

На самом деле, это действительно так. Если возникает ступор, задавайте вопросы: Кто? Что? Как? Где? Когда? Зачем? Почему? Какой? У кого? Кому? Пусть вас не смущает, что вопросы выглядят простыми (как из школьной программы), на самом деле именно простой вопрос дает сложные, многоуровневые ответы. И вот вам новая идея для текста: Зачем мы покупаем подарки? Где мы выбираем самые лучшие подарки? Какие подарки люди (мужчины, женщины, дети, родители, влюбленные) считают самыми лучшими?  Примените любой из перечисленных вопросов, и у вас уже есть 10 идей для текстов.

Жанр – это не просто идея, это супер подарок!

Я не очень люблю слова «супер» и «мега», но иногда и они работают. И вот все, что касается выбора жанра, это супер идея. Секрет хорошего копирайтера в том, что он не просто чувствует тему, и из любой идеи создает десятки хороших текстов, секрет хорошего копирайтера в том, что он умеет работать в разных жанрах. К сожалению, в копирайтинге сегодня царит жанровая вакханалия: пост называется либо текстом, либо статьей (мои преподаватели на журфаке были бы в сакральном ужасе).

А между тем, жанры никто не отменял. Даже одну и ту же тему можно подать по-разному в репортаже, в новости, в истории, в списке, в инструкции, в зарисовке, в интервью, в сказочной манере или в жанре притчи. К тому же есть жанры, которые можно интересно смешать: например, репортаж и интервью.

Вы можете сделать репортаж о поиске самого идеального подарка, или же составить инструкцию, где искать самые лучшие подарки, или же рассказать историю о необычном подарке – жанр сам подскажет нужное решение.

Не выбрасывайте идеи

После творческой «каши из топора» остается масса идей. Не выбрасывайте их. Записывайте, делайте контент-план (подробнее здесь: https://mo-nast.ru/u-nas-est-plan-kontent-plan/ и постепенно воплощайте в жизнь.